В этой статье поговорим о святости, а точнее, о её превратном представлении, которое зиждется в мышлении среднестатистического христианина; если мы потребуем дать ответ сходу, ожидая услышать первое, что придет на ум. В статье "Кто такой святой?" мы разбирали распространенное мирское понимание святости(отчасти и церковное), которое полностью противоположно библейской точки зрения, но спешу сообщить, что часто и христианское понимание святости далеко от истины. Обычно, святость люди связывают с добродетелями, когда человек проявляет любовь к ближнему, делает добро, относится с почтением к другим, молиться или вообще мы называем святыми только тех, кто умер мученической смертью за Христа.
Святость-всегда незаслуженное, независимое от наших дел состояние.
Праведность или святость это состояние отделенности от греха, и мы никак не можем этого заслужить, потому что получаем её по вере. Святость получаем не свою, а Христову, не через усилия свои, а через Христову жизнь, исключительно по вере и на основании Слова.
Христиане тоже люди и им свойственно обманываться и начать успокаивать себя делами, когда 1) Благодати нет 2) Реальной святости нет 3) Связь с Богом нарушена, возникает соблазн посмотреть на то, что мы имеем в другой, видимой плоскости и назвать это показателями святости. Однако это очень губительный подход, потому что человек возвращается к теме спасения через дела и праведности от того, что он делает. А это уже само-святость/самоправедность, которая, как запачканная одежда. Приведем несколько примеров самообмана христиан, обладающих ложной святостью:
1) Учителя и путеводители
Однажды, встретившись со Христом, познав Бога и вкусив, как Он благ человек погружается в Царство Божье, которое изобилует любовью, радостью, покоем и далее целый список духовных и душевных благ. Человек, научаясь от Бога, познает, как сладок и живителен закон Господний и начинает учить людей укрепляться в вере, возрастать в духе, молиться и всё остальное, чтобы наследовать жизнь вечную. Это могут быть дерзновенные речи, пропитанные силой, книги, обладающие глубокой мудростью, проповеди, изменяющие сознание; и при всём этом, человек может жить вне Благодати и быть во грехе(не святым). Апостол Павел предупреждал таких учителей о том, чтобы они заботились о своей святости и не успокаивали себя тем, что они Божьи и знают Бога и Его закон:
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее...как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадёшь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Римлянам 2
Можно быть самым лучшим проповедником и оратором, спасти множество людей, привести их к Богу, а самому остаться недостойным. В другом месте Апостол говорит о том, что он усмиряет и порабощает своё тело, чтобы проповедуя другим, не остаться самому у запертой двери в Царство Божье.
2) Служения и добродетели
Ветхое мышление человека не меняется полностью и сразу по щелчку пальцев, когда тот приходит к Богу. Всё это происходит со временем, когда человек питается Словом Божьим и Бог помазывает и наставляет его через Святого Духа. В своем послании Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва: Согласитесь, что такая позиция нам вполне подходит и достаточно привычна, потому что с самого раннего детства нас учат что-то заслуживать по мере того, сколько мы вкладываем в это своих усилий. Убежден, что внешнее проявление служений общество воспринимает с гораздо более лучшим пониманием и воодушевлением, чем что-то, что делается незримо для него. Такова тенденция может иметь место и в церквях, где показатели "занятых" людей мы можем заменять на показатели "святых". По этим причинам незрелые христиане могут не искать своего предназначения, а нагружать себя всевозможными служениями, чтобы пытаться угодить Богу.
Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Так происходит некое успокоение, правда временно, потому что, если идти по этому пути дальше, можно просто начать ставить служения на место Бога. Воля Божья записана в Библии, но если бы её было достаточно, Апостол Павел не призывал бы нас постоянно познавать планы Бога на нашу жизнь. Вопрос призвания или нашего предназначения в жизни очень серьезен и многие, рано или поздно начинают задаваться этим вопросом, но ответ на твой вопрос "для чего я живу" конечно же только у Создателя твоей жизни.
3) Отсутствие видимых привычек
Несколько лет назад я спрашивал у некоторых христиан, почему они считают, что они Божьи. Их ответы меня приводили в ступор, потому что они, как правило, начинали перечислять вредные привычки, которых у них нет и которые осуждаются в обществе, или лучше сказать, в общественном месте: "Я не пью, не курю, не наркоман, не матерюсь, работаю, занят делом, стараюсь жить честно итд". И вот я никак не мог понять, почему они связывают святость с делами? Да потому что так проще, потому что это видимые показатели, внешние и этим даже можно похвастаться, но самое печальное-это обмануть себя, успокоиться и считать, что всё прекрасно и я спасен, потому что.. Да просто потому что я "зожник" или не люблю мат и работаю. Что!? Вы серьезно? В той Библии, которую я читал, я никогда не видел такое определение святости. Или может вы не читали?
Считаю этот уровень ложной святости ну прямо вообще примитивным и поверхностным; когда человек вообще не разумеет ни Слова Божьего ни Самого Бога. Плывём дальше..
4) Проявление даров
На первый взгляд здесь всё просто, если конечно же не изучать и не вникать в Слово, а пользоваться своим опытом или старым мышлением, когда мы что-то имеем, "потому что" или "из-за чего-то". Христиане, имеющие дары Святого Духа, в том числе, и иные языки никак не заслужили этого, потому что Бог даёт незаслуженно, как и спасение. А вот считать это показателем святости еще более безумно, так как Слово четко говорит о том, что призвание человека и его дары непреложны.
Ибо дары и призвание Божие непреложны.
В греческом подстрочнике написано "дары неизменны" и "призыв" Бога. Чтобы исполнить своё предназначение, Бог наделяет человека дарами духовными при крещении Духом, и талантами при рождении, или вернее сказать-еще раньше. И это тоже Божий дар и не от нас также.
Феофан Затворник (1815−1894)
Не раскаивается Бог и не отменяет, что даровал и кого призвал. Напоминает первоначальное избрание народа иудейского. Сколько было родоначальников из потомков Ноя и сколько народов образовалось из них по столпотворении?! Но из всех их Бог избрал только Еверов род (см.: Быт 10:21, 24 — 30), и его не весь, а только взял из него одного Авраама, от которого и произвел Себе особый народ. Этот народ и есть избранный, имевший особое звание и предназначение и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан закон, к нему посланы Пророки, для него явлены знамения и чудеса. И после всего этого возможно ли, чтобы Бог вконец отверг его?! Нет; кого избрал Бог, того будет наказывать исправительно, будет лишать милости Своей на время, но вконец не отвергнет его. Ибо иначе Он и не избрал бы его, если бы предвидел, что он когда-нибудь окончательно сделается недостойным милости Его. Иудеи имели свои недостатки, и имеют; но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел сие Бог и избрал их. Если же избрал, то не отверг вконец, несмотря на то, что в настоящее время они являются достойными отвержения и отвержены. Это только на время. После опять возвратится к ним то, что первоначально для них предназначено.
Если и этого нам мало, есть слова уже Самого Иисуса, Который прямо говорит, чтобы христиане не надеялись на свои дары, когда оценивают свою духовность и близость с Богом!
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие
Вы видите, кому Иисус говорит эти шокирующие слова? Именно тем людям, которые называли Его Господом! Именно тем людям, которые будучи на земле, ходили в силе и творили чудеса! Лично меня постоянно отрезвляет здесь 2 факта: 1) Иисус говорит о христианах, которые не просто ходят в церковь, но и двигаются в силе. 2) Он говорит "Многие". И по словам Иисуса в этом отрывке мы делаем ужасающий вывод, что многие христиане находятся в ложной святости, делая фокус на свои дары и прикрываются ими. Но будут отвергнуты за свои грехи! Вспоминаю подобное самоуспокоение в книге Иеремии, когда Бог предупреждал Израиля о ложных надеждах:
Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» Иеремия 7:4
5) Душевное/духовное
А некоторым нравится проводить время в здании церкви, на встречах, конференциях, общении, различные выезды, лагеря. Может даже нравится служение людям, потому что они получают моральное удовлетворение от того, что помогают другим и чувствуют, что они приносят пользу обществу. Может также нравится и приносить душевные радости прославление, времяпровождение с другими христианами, праздники, мероприятия и многое другое. И в этом всём человек может быть подвержен самообману, так как эмоциональные составляющие он расценивает как духовные. Приведу всего четыре примера:
- 1) Человек радуется от того, что он восполнил нужду другого-будет ли это показателем святости?
- 2)Человек имеет смелость в чем-либо, но не через Бога(совершенная любовь изгоняет всякий страх), а просто потому что он безумен и у него нет чувства самосохранения.
- 3) Человек так воодушевился общением с другими(неважно даже на какие темы), и поверил в себя, стал увереннее.
- 4) А когда мы стоим перед выбором в сложной ситуации и думаем как поступить, можно махнуть рукой и пустить всё на самотёк, убедив себя, что это вера.
Все эти и другие эмоции люди могут ложно считать действием Духа! Конечно процесс назидания проявляется по-разному и в разных плоскостях, и угодить Богу можно по-разному, но большое уточнее-без веры это сделать нельзя:
А без веры угодить Богу невозможно
В первом случае, вместо жертвенности-мы получаем волонтерство; Далее-вместо любви и смелости в Духе Святом-получаем безумную решимость; А потом, вместо "все могу в укрепляющем меня Иисусе.." получаем банальную гордость и даже высокомерие. И вместо доверия Богу-мы получаем равнодушие и легкомыслие. Когда мы понимаем эти серьезные вещи и научимся различать душевное от духовного-самообман о нашей святости легко избежать, потому что мы научимся отличать, какие дела мы делаем в Благодати, в Боге, а какие-просто результат душевного участия. А такая "святость" нас не спасает...