Вчера Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии) напомнила, что 125 лет назад, 28 августа 1897 года, родился Георгий Николаевич Прокофьев, ученый-северовед, лингвист и этнограф.
В экспедициях он бывал многократно, и наблюдал за жизнью разных народов севера: ненцев, кетов, селькупов, нганасан, энцев...
В 1921 году в Северной промысловой экспедиции он изучал жизнь, культуру, язык ненцев.
В 1925 году изучал экономическое и культурное положение кетов и самоедов в Тазовской тундре. Вместе с женой, Екатериной Дмитриевной Прокофьевой, он в течение трех лет работал заведующим и одновременно учителем во вновь организованной в местечке Янов Стан школе-интернате для селькупов.
Вернувшись из Тазовской тундры, Георгий Николаевич два года работал заведующим краеведческой базой при самоедской культбазе Хоседа-Хард.
В 1933 году он совершил поездку в Таймырский национальный округ, где собрал богатый материал по нганасанскому и энецкому языку.
В итоге Г.Н. Прокофьев опубликовал более 40 научных трудов, им составлены первый ненецкий букварь, первый самоучитель ненецкого языка, первые грамматические очерки ненецкого, селькупского, энецкого и нганасанского языков.
Здесь я хочу показать фотографии, сделанные им в первой трети ХХ века. Очень хорошо по ним можно проследить быт и особенности жизни простых северян, населявших Арктику почти сто лет назад.
Источник всех фотографий: Кунсткамера. Все подписи под фото - оттуда же.
Кстати, заметили, как к тридцатым годам испортилось качество фотосъемки, по сравнению с фотографиями конца 19 - начала 20 века? Сравните даже с фотографиями шорцев, снятых в 1913 году топографической экспедицией в Горную Шорию. Небо и земля.
К сожалению, у советских этнографов, не было уже тех возможностей, что у частных фотографов до революции.
В результате, несмотря на технический прогресс, в научной фотосъемке наблюдался наоборот регресс. По крайней мере в ее качестве. До такой степени, что на некоторых кадрах с трудом можно рассмотреть происходящее.
И тем не менее, кадры эти очень ценны и интересны.