Идея создания танка с максимально высокими характеристиками на основе самых передовых решений появилась в 1970-е, с начала 1980-х гг. было предложено создать универсальное бронированное гусеничное шасси, которое могло быть использовано не только для перспективного танка.
В середине 1980-х гг. КБ Ленинградского Кировского завода начало проработку облика нового танка предельных параметров, основанного на ряде нестандартных решений. Танк должен был быть высокозащищенным и живучим, при этом иметь высокую подвижность. Также иметь высокие огневые характеристики.
Проект нового танка получил рабочее название "Объект 299".
На шасси танка предполагалось разработать защищенные транспортные средства для пехоты или носители различного вооружения. Рассматривалась возможность создания инженерных и гражданских машин.
Мотор расположили спереди, чтобы усилить лобовую проекцию, рабочие места экипажа располагались в отдельном броневом модуле, в 2 - 3 м от передней точки корпуса.
Лобовая часть корпуса была комбинированной клиновидного профиля с блоками динамической защиты.
Борта и крыша корпуса получили посадочные места для установки блоков динамической защиты. Между блоками располагались металлические ребра, необходимые для дополнительного воздействия на снаряд или кумулятивную струю. Борт и ходовая часть дополнительно закрывались подобными экранами.
Капсула экипажа состояла из панелей многослойной брони, ее передний наклонный лист дополнительно оснастили ДЗ. Элементы защиты должны были помещаться под листами основного корпуса.
Кормовая часть корпуса отдавалась под вооружение или иное целевое оборудование. В базовом проекте "Объект 299" предусматривалось использование автоматического боевого отделения с вынесенным вооружением.
На поворотном основании планировали установить 152-мм орудие. Боеприпасы подавались из автоматизированных укладок. Боевое отделение прикрывалось броней и динамической защитой сбоку, сзади и сверху.
Броню и ДЗ дополнял комплекс активной защиты, который с помощью своих РЛС наблюдал бы за обстановкой и поражал подлетающие снаряды и ракеты.
Предельная масса "Объекта 299" была определена не более 50 т. Танк должен был остаться высокоподвижным с новой силовой установкой.
На базе наработок по ГТД-1000 и ГТД-1250 должны были быть разработаны новые двигатели мощностью 1 400, 1 500, 1 800 и 2 000 л. с. Скорость на шоссе могла достичь 80 - 90 км/ч.
Причем ГТД мощностью 1 400 - 1 500 л. с. должны были не отличаться по потреблению топлива от дизелей.
Двигатель вместе с силовой установкой в виде единого съемного агрегата. Рассматривалась возможность установки электромеханической трансмиссии. Предполагалось оснастить силовую установку мощным электрогенератором.
Крутящий момент ГТД выдавался на передние ведущие колеса. Ходовая часть получила по 7 опорных катков по каждому борту. Применялась гидропневматическая регулируемая подвеска. Катки могли устанавливаться с разными промежутками для правильного распределения нарузки.
Ленинградский Кировский завод мог создать уникальную боевую машину. Унифицированную платформу для военной и гражданской техники.
Особый интерес вызывает ракетный танк. На крыше танка была управляемая башня с пулеметом для самообороны с оптико-электронными системами и средствами управления ракетами. Основной боекомплект размещался в корме корпуса. В боевом отделении удалось разместить вертикальную пусковую установку на 30 ракет. Лючки для выхода ракет закрывались подвижными бронекрышками. В бою танк мог уничтожать бронетехнику и укрепления противника.
При желании кормовой отсек можно было доработать для размещения десанта. Шасси превращалось в боевую машину пехоты тяжелого класса. В этом проекте также ставили дистанционно управляемую башню с мелкокалиберной пушкой, крупнокалиберным пулеметом и автоматическим гранатометом. Внутри десантного отсека размещалось 11 солдат с оружием с запасом продовольствия и воды на несколько суток.
В варианте самоходной артиллерийской установки вместо лафетной орудийной установки должна была использоваться необитаемая башня. Возможно у новой САУ было бы орудие 152-мм или даже больше.
На шасси "Объекта 299" должны были созданы командно-штабная, разведывательная, транспортно-заряжающая, инженерная машина. Им бы пригодилась хорошая защита на уровне танка.
Машины без брони и вооружения могли бы нести аппаратуру связи и управления, инженерное оборудование и различные грузы.
ЛКЗ в конце 1980-х гг. построил ходовой макет будущей машины.
Макет был без брони, ДЗ и использовал выбранные компоновочные решения. В моторном отсеке был имевшийся в производстве ГТД. Обитаемый отсек сделали открытым сверху и установили колпак с остеклением. С помощью балласта макет нагрузили до требуемой массы. В таком виде опытную машину отправили на испытания.
"Объект 299" прошел длительные и сложные испытания, в ходе которых показал все свои ходовые характеристики.
После определенной доработки базовый проект танка мог получить большое будущее.
Но поскольку разработка проекта пришлась на тяжелые года развала СССР, с целью экономии проект танка предельных параметров был закрыт. Хотя имевшиеся Т-64, Т-72 и Т-80 уже не отвечали требованиям современных танков. Ресурс их модернизации был уже практически исчерпан.
Однако проект забыт не был. Прямым идейным продолжателем "Объекта 299" стала платформа "Армата". Возможно на ее базе будут создавать военную и гражданскую технику.
Вероятно перевооружение армии на "Арматы" приведет к росту ее боевой мощи.
Спасибо за прочтение.
Источник: "Объект 299". Танк предельных параметров и семейство техники.