Високосный 2020 год стал для нас с супругом очень сложным. В нашем доме все смешалось в непрерывную череду сплошных несчастий. События развивались с катастрофической скоростью, превратив прежнюю жизнь в сплошные руины.
Сначала мы столкнулись с серьезными проблемами в здоровье моей матери, проводившей лето на своей даче, откуда нам дважды пришлось ее увозить в стационар в тяжелом состоянии.
Потом - длительное оформление ее I-ой группы инвалидности и опеки в многочисленных инстанциях, комиссиях и судах, конца края которым не было, и куда муж возил меня постоянно, сопровождая меня повсюду. Процесс превратился в бесконечный бег с препятствиями, вымотавший нас до крайней степени.
Наконец, суд вынес постановление об опеке, и мне выдали удостоверение опекуна, вместе со свидетельством об инвалидности матери. Но нервы все это мне вымотало знатно!
Мне пришлось учиться жить по — новому, выстраивая отношения с ее деменцией и бестолковыми родственниками, считающими, что я все выдумала из вредности, а со старушкой все в порядке.
Получив документы на опекунство над полностью недееспособной матерью, я понимала, что теперь несу полную ответственность за нее. Поэтому была готова к тому, что столкнусь с определенными особенностями ухода, которые будут отличаться от предыдущего опыта, когда у нее был переломом шейки бедра.
Последствия инфаркта и двух инсультов подряд нанесли непоправимый урон ее здоровью и психике, раскрыв неприятные нюансы этих диагнозов при домашнем содержании такого больного.
С учетом общего состояния, ее мир резко ограничился пределами квартиры. Ни в магазины за продуктами сходить, ни готовить она уже не могла, и организация ее ежедневного питания полностью легла на мои плечи.
Ко всем нагрузкам добавилось ежедневное посещение матери ( слава Богу, она живет отдельно от нас, в своей квартире!) и уход за ней, приготовление для нее питания, походы по врачам и аптекам.
По вечерам я варила для нее несколько блюд из продуктов, которые закупал и приносил из магазина мой муж, а утром, наспех глотнув кофе, мы с ним ехали к ней домой, и я бежала на пятый этаж галопом, звеня кастрюлями, пока он ждал меня в машине у подъезда.
А дальше он отвозил меня на работу, где мне было необходимо успеть вовремя проскочить через проходную, на которой все отслеживается до минуты. И так – изо дня в день. Несмотря на повседневную помощь супруга, я постепенно стала чувствовать себя загнанной лошадью.
Отныне мать, обладающая от природы токсичным и неуравновешенным характером, придавила меня свинцовым грузом, в результате чего у меня начался полный упадок сил, терялись остатки выдержки, - настолько энергетически затратным стал уход за ней.
В конце концов, такое перенапряжение подорвало мое и без того не богатырское здоровье окончательно.
Но первым свалился и попал с ковидом в больницу в середине апреля 2021 года муж, который переживал за мое состояние и старался облегчить мои нагрузки.
Он занимался ремонтом ее квартиры и техническим оснащением быта. Тогда она еще ходила и то и дело портила электропроводку, вырывая с корнем розетки, вилки, ломала холодильник и стиральную машинку, телевизор, унитаз, - все, что попадалось ей под руку в порыве гнева.
Следом за ним в одно прекрасное утро я не смогла оторвать голову от подушки. Вызвала врача и получила больничный на две недели.
Мой драгоценный супруг позвонил из больницы крестному(ее родному младшему брату) и попросил, чтобы они с женой присмотрели за матерью, поскольку врачи категорически запретили мне с ней встречаться до конца мая.
Позже, лежа в ковидном госпитале, я совершенно напрасно по привычке переживала за мать, потому что у нее все было хорошо! Крестный с женой навещали её и кормили жирным мясом и наваристыми борщами, которые она так любит. А обо мне она даже и не вспомнила.
Когда я вернулась через полтора месяца домой, в первую очередь мне предстояло выстраивать систему ее питания, полностью разрушенную нашими «волонтерами», игнорировавшими все рекомендации врачей.
Правильное питание играет немаловажную роль, поскольку некоторые продукты способны активизировать функции мозга, поэтому здесь нужен комплексный подход.
К сожалению, этого не поняли малограмотные родственники матери, не задумываясь о том, что в ее положении избыточное высококалорийное кормление наносит вред старческому организму.
При неправильном питании происходит нарушение обменных процессов, что усугубляет состояние больного.
Сначала мне пришлось обратиться за консультацией к нашему участковому терапевту, которая много лет вела мать как своего пациента и хорошо знала историю ее болезни.
Она посоветовала для начала полностью убрать из рациона жиры животного происхождения, субпродукты , жирную сметану и молоко, майонез и кетчуп, сдобу, исключить белый хлеб и сахар, потому что эти продукты отличаются высоким содержанием холестерина.
Очень вредна жареная и жирная пища. При приготовлении блюд использовать минимальное количество соли.
Включить в рацион цитрусовые, овощи, зелень, бобовые, ячмень, масло растительное (подсолнечное, кукурузное, льняное), морепродукты, отварные куриные яйца, фрукты, орехи, клубнику, чернику, в которых содержатся природные антиоксиданты. понижающие количество холестерина в организме. Добавлять в салаты и другие блюда больше оливкового масла, а вот употребление мяса нужно снизить.
Порывшись дополнительно в интернете, я узнала, что надо убрать наваристый мясной бульон, так как он способствует развитию атеросклероза сосудов и деменции.
Все необходимо готовить на пару или отваривать, тушить или запекать. При этом блюда должны быть правильной консистенции, поскольку проблемы с зубами, сложности с глотанием на позволяют старому человеку есть твердую и сухую пищу.
Нарушается обмен веществ при чрезмерном потреблении кондитерских изделий. Поэтому я исключила из ее рациона выпечки, шоколад, мороженое, торты.
Ввела кисломолочные продукты, диетические сорта мяса, квашеную капусту, капусту брокколи, брюкву, шалфей; шафран; мелиссу.
Первое время мне было очень сложно приноровиться к ее вкусовым пристрастиям и капризам.
У нее произошли патологические изменения в поведении, она стала более агрессивной, психологически не принимая свое заболевание и отвергая мои попытки ограничить ее в питании, отличаясь всеядностью и чрезмерным аппетитом.
Требовала жирное жареное мясо, колбасы, сыры, майонезы и острые блюда, засолки и варенья, пирожки, булочки и прочую стряпню, - все то, что ей было категорически противопоказано.
На все мои увещевания отвечала бурными эмоциями и открытой бранью, считая меня своим врагом и съедая за раз двух-трёхдневную норму.
Пришлось пищу делить на небольшие порции, раскладывая их по контейнерам. Мать то отказывалась от еды, то на нее нападал чрезмерный голод. Если у нее возникало чувство жажды из-за сухости слизистой оболочки рта, для его устранения я давала ей небольшие кубики льда.
При отказах от приёма пищи, я пыталась уговаривать ее, поощряя, как ребенка, дополнительными вкусняшками, потому что в такие моменты на неё бесполезно было давить.
Когда у нее появлялись проблемы с чрезмерным употреблением пищи, я просто уменьшала размер порции.
Она осознавала, что теряет свою целостность как личность и понимала, что я слежу за ней и контролирую её действия и поступки. Это её глубоко задевало и вызывало раздражение, она злилась и переставала со мной общаться.
Обижалась, что не приношу выпечку, которую ей категорически нельзя. В такие минуты тяжелей всего было ей что-то разъяснить и приводило к новым вспышкам гнева. Я уходила и ждала, когда она успокоится.
Время шло. Она то ела с удовольствием, то происходила полная потеря аппетита. Общее состояние было волнообразным, но с каждым разом всё хуже и хуже.
Угодить на неё становилась всё сложней. Разнообразить рацион мне помогла «Кулинария», расположенная в нашем доме: у них богатый выбор готовых блюд, в том числе приготвленных на пару или запеченных. А главное - каждый день все сделано из свежих продуктов.
Детские смеси и каши стали палочкой - выручалочкой, когда у нее начинались проблемы со стулом.
Наладить регулярную работу ее кишечника помогали чернослив и курага, обладающие лёгким послабляющим эффектом, содержащие клетчатку, витамины и минералы.
Пюре из чернослива, например, способствует комфортному пищеварению и регулярному стулу. Смесь из чернослива, кураги, изюма, орехов и мёда является кладезью питательных веществ для продержанная иммунитета и нормальной работы пищеварительной системы.
Но увлекаться таким десертом не стоит, поскольку он очень калориен и содержит много природных сахаров.
Салат из свежих овощей - капусты, морковки и свеклы - отличный источник витаминов и неперевариваемых пищевых волокон, очищающий кишечник.
Действенным средством при запорах являются отруби, - мелко перемолотая оболочка зёрен, чистая клетчатка без каких-либо питательных веществ, плавно очищающая кишечник. В них можно добавлять в кашу, выпечку, в кефир или йогурт.
Отлично способствует мягкому очищению кишечника сливочное масло, добавленное в кашу, или ложка растительного масла, выпитого натощак. Оно хоть и обладает витаминами, но все же это источник насыщенных жиров, употреблять которые необходимо в ограниченном количестве. Льняное, оливковое, кунжутное, ореховое масло тоже подходят для нормализации стула.
Одним из лучших фруктов против запоров считается спелая сладкая груша. В ней содержится большое количество пищевых волокон и фруктозы, усиливающие перистальтику кишечника. Грушу можно употреблять в цельном свежем виде, в салате или запеченной.
Кефир, йогурт, ряженка и другие кисломолочные продукты являются источником пробиотиков - полезных бактерий. Они позволяют нормализовать микрофлору кишечника, способствуя комфортному пищеварению и регулярному стулу.
Известна своим слабительным эффектом свёкла. Употреблять ее можно в любом виде: сырой, запеченной, отварной.
Хорошим вариантом для улучшения пищеварения является салат из отварной свеклы с черносливом, заправленный жирной сметаной. Также для этих целей отлично подходит свекольный сок.
Со временем я поняла, что страдающие слабоумием часто едят меньше здоровых людей и испытывают трудности с употреблением пищи. Им тяжело пережевывать, глотать или переваривать еду.
Иногда больные теряют интерес к пище, потому что болезнь влияет на вкусовые ощущения и обоняние. Они больше не могут распознавать продукты, которые находятся в их тарелке. И не могут есть, потому что не ощущают вкуса и запаха еды.
Часто они забывают, что еще не ели или, наоборот, едят по нескольку раз в день, поскольку не помнят, что уже садились за стол. С каждым следующим уровнем количество продуктов должно уменьшаться. У нас на данном этапе происходит именно сокращение порций, потому что мама все чаще отказывается от еды.
Если вы сейчас ухаживаете за такими больными, надеюсь, мой опыт поможет вам в организации их питания. Мужества вам, терпения и сил!
******************************************************