После того, как я написал целую серию статей о том, какая бы могла сложиться ситуация при альтернативном развитии истории к 1812 году, хочу попробовать рассмотреть, как могут развиваться события.
Рассмотрим вариант, при котором нам везёт. Не то чтобы уж совсем-совсем и во всём, а умеренно.
Рассмотрим действия начального периода войны. С севера на юг. И конечно, нанесём на карту для наглядности.
В Шведской Померании высаживается русско-шведско-британский десант, численностью свыше 50 тысяч человек. Рассчитывать, что с ним справится Датская армия, против которой Швеция одновременно начинает действия в Норвегии, маловероятно. Наполеон вынужден повернуть туда Одерский корпус, озвучив вариант, что в случае успеха присоединит шведские владения к королевству.
Можно предположить, что действия Одерских войск будут достаточно успешны — нам с десантами обычно не везло.
Русские войска не дожидаясь, пока Наполеон соберёт все силы, переходят в наступление.
1-й пехотный корпус русской армии вступает в Восточную Пруссию, входит в Кенигсберг, продвигается к Данцигу. Прусские войска сопротивления не оказывают, прусский король пока сохраняет нейтралитет, но вариант собирать ополчение рассматривает.
Наша 1-я Западная армия, форсировав Неман, доходит до Вислы, форсирует и её и продвигается на Познань. Слабые польские гарнизоны существенного сопротивления не оказывают.
В районе Познани наши войска встречают главные силы Наполеона, но, после ряда незначительных стычек авангардов, 1-я армия отходит за Вислу. Наполеон подтягивает силы и медленно выдвигается к Висле.
6-й пехотный корпус русской армии выдвигается на правый фланг 1-й армии.
Наша 2-я Западная армия, уничтожая небольшие польские гарнизоны сходу берёт Варшаву и продвигается на юго-запад, где сосредоточиваются основные силы поляков и подходят саксонские войска. Имея значительное количественное и качественно превосходство армия Багратиона разгромила польско-саксонские войска, остатки которых отступают на запад, в Силезию, за Одер.
В Силезию направляются вестфальский и баварский корпуса, а также 4-й армейский корпус, двигающийся из Италии. Наполеон планирует эти войска (под командованием Богарне) использовать против нашей 2-й армии, но пока они лишь сосредотачиваются.
Обе русские резервные армии подтягиваются ближе к границе, чтобы восполнить уже понесённые потери.
По всему Варшавскому герцогству, в Силезии, за Одером, даже в Богемии действуют небольшие отряды (не более тысячи человек) русской лёгкой конницы (казаки, башкиры, татары), которые практически парализуют связь между войсками, нападая на курьеров, сжигают мосты, грабят склады с продовольствием и боеприпасами. Наполеон и его военачальники вынуждены привлекать значительные силы для охраны тыловых коммуникаций, что даёт очень малый результат.
9-й пехотный корпус русской армии занимает Люблин. Богемские войска сосредоточиваются на границе Богемии и дальнейших действий не предпринимают в силу неопределённости ситуации.
Галицийский корпус прикрывает границы, вступает в стычки с расположившейся у границ нашей Обсервационной армией. Обе стороны не предпринимают активных действий, производя поиски небольшими силами. Наши войска имеют подавляющее численное преимущество в людях — против 25 000 галицийских у нас 55 000 человек регулярных войск, 3600 казаков и 30 000 ополчения. Но регулярные войска наши — это запасные батальоны и эскадроны, кроме того, очень мало артиллерии. Обороняться Обсервационная армия может успешно и долго, но для наступления пока пригодна мало.
В Бессарабии адмирал Чичагов (хотя может быть на его месте видеть более решительного командующего, например, Милорадовича) принимает смелое решение. На случай возможного десанта неаполитанских войск и вступление в войну Османской империи, на границе оставляют ополчение и Молдавский обсервационный корпус. Кроме того, перед Черноморским флотом ставится задача помешать переброске неаполитанских войск через Чёрное море.
Все основные силы Дунайской армии переходят границу Трансильвании. Венгерские войска оказываются в тяжёлом положении. На венгров наступает 60-тысячная Дунайская армия, у них в тылу наводят ужас почти 10 тысяч казаков, башкир и киргизов, нападая на обозы и склады. Венгерские войска располагают не более чем 45 тысячью человек. В этих условиях венграм приходится принять бой, сражение заканчивается их полным разгромом. Остаткам венгерских войск приходится отступать по дорогам, которая подвергаются постоянному нападению русской иррегулярной конницы.
Такое вот у меня получается начало войны 1812 года.
Согласитесь, что при такой исходной ситуации, подобное развитие событий выглядит вполне реалистично. Ход событий пока идёт в нашу пользу, но у Наполеона пока остаётся весьма мощный ударный кулак из лучших войск, наши же пока имеют успехи в столкновениях с не самыми лучшими войсками. Причём, пока русской армии удаётся сосредотачивать столько сил, чтобы добиваться значительного численного перевеса.
Надо понимать, что для победы над главными силами Наполеона, надо получить существенное численное преимущество над ними.
Буду рад выслушать ваши предложение и замечания. Также было бы интересно увидеть ваши сценарии дальнейшего развития военных действий, после такого, весьма успешного их начала. Шлите ваши сценарии на nwt@nweb.su
Пока же рекомендую вам мою статью:
Могла ли русская армия разгромить Наполеона у границы
И не забудьте подписаться на мой канал.