В России в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», запущенного в 2018 году, в регионах России проводятся масштабные работы: строятся и реконструируются обходы крупных городов, транспортные развязки и искусственные сооружения. Если говорить о последних, то только в августе капитально отремонтировали не менее пяти мостовых переходов, включая и объект в Забайкальском крае, который уже много лет ждал своей очереди.
Долгожданная реконструкция
В поселке городского типа Дарасун, расположенном примерно в 50 км к юго-востоку от Читы, после трех лет реконструкции в конце августа было открыто движение по мосту через Ингоду. Местные жители с нетерпением ждали реализации этого проекта.
Сооружение через водную преграду появилось здесь еще в 1938-м. Со временем объект ветшал и требовал обновления, однако соответствующие работы долгое время не проводились. В похожем состоянии находился и путепровод через железную дорогу, который по сути объединяет две части населенного пункта, где в общей сложности проживает около 7 тыс. человек.
В 2014-м его признали аварийным и закрыли, что вызвало шквал возмущения со стороны местных жителей, которым приходилось ездить в объезд лишние 25 км по федеральной трассе А-350 (Чита – Забайкальск). Они настаивали на открытии дороги, считая, что закрыли ее необоснованно и никакой опасности объект не представляет. Были даже обращения к губернатору и президенту с просьбой решить проблему, отправив попутно в отставку главу поселка.
В итоге, движение по путепроводу для легковых авто возобновили, а сроки капремонта скорректировали. Через четыре года дорогу снова закрыли с целью реконструкции, которую успешно завершили в декабре 2021-го — длина объекта, который теперь сделали с двумя пролетами, сократилась со 110 до 89 м; были возведены три железобетонные опоры и обустроены две подпорные стенки.
Аналогичные мероприятия в отношении моста через Ингоду заняли чуть больше времени. Просто закрыть объект на ремонт было нельзя, так как сотни людей, живущие на территории между рекой и железной дорогой, оставались бы на долгое время по сути отрезанными от внешнего мира. Поэтому пришлось сооружать временный 180-метровый переход с двумя полосами движения, который был готов к лету 2020-го.
После этого приступили к работам на основном мосте — его практически построили заново: прежние несущие элементы, поддерживающие пролетные строения и возведенные на естественном основании, заменили на опоры на буронабивных сваях, которые заглубили в дно реки на 12 м. Монтаж пролетов завершили в марте 2022-го; в начале лета приступили к обустройству подходов, а позднее и к асфальтированию проезжей части.
По сообщению местного Минстроя, на объекте еще продолжаются работы, которые в полной мере завершат к ноябрю текущего года. Также в ближайшее время обновят дорогу на участке между путепроводом и мостом. Стоимость всего проекта по реконструкции обоих объектов составила1,6 млрд руб. — средства федерального бюджета.
Нацпроект в действии
В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2022-м аналогичные кампании были завершены в целом ряде регионов. Только в августе, помимо объектов в Забайкальском крае, за 500 млн руб. капитально отремонтировали мост длиной 472 м через реку Тихая Сосна в Воронежской области на участке трассы Воронеж – Луганск.
В Пермском крае через Полазну на трассе Пермь – Березники обновили 500-метровый мостовой переход. В Волгоградской области впервые за 35 лет произведена реконструкция объекта через Медведицу (260 м) в Жирновском районе. В Тамбовской области выполнен капремонт автодороги через реку Малый Ломовис.
В общей сложности в 2022-м в рамках национального проекта в 84 регионах России к нормативу приведут свыше 16 тыс. км дорог и улично-дорожной сети городских агломераций. Что касается искусственных сооружений, то запланировано обновить 37 км мостов и путепроводов. Сегодня в аварийном состоянии находится 12% таких объектов.