Трудно поверить в такое начало августовского дня. Несмотря на ранний час, солнце, скорее, все же июльское, уже прилично припекает и заставляет немногочисленных людей искать прохладу в тени. Впрочем, я не испытываю по этому поводу никакого дискомфорта. Летом должно быть лето!
Микроавтобус заполнен практически полностью. Время в пути, согласно расписанию, составляет 1 час и 35 минут. За этот временной отрезок нам предстоит покрыть 99 км, разделяющие два города.
Мы прибываем точно по расписанию, хотя и не удается избежать пробок в дороге. Дело в том, что движение в обоих направлениях происходит по одной полосе, и на двух отрезках одной из полос проводятся ремонтные работы, вследствие чего ее поочередно перекрывают и организовывают реверс. Выручает водитель. Вырываясь на простор, он разгоняет свою «Газель» до 100 км в час.
Первое, что я вижу, выйдя из машины, – здание железнодорожного вокзала нежно бело-голубого цвета в стиле сталинского ампира, которое красиво смотрится на абсолютно безоблачном небе удивительной по своей насыщенности синевы, с названием Старая Русса. Совсем рядом, слева, пристроилась миниатюрная часовня Николая Чудотворца, покрашенная точно в такие же цвета.
На близлежащем пути стоит товарный состав во главе с тепловозом, напоминая мне о том, что электрической тяги здесь, как, кстати, и в Пскове, нет, а железнодорожное сообщение между Великим Новгородом и Старой Руссой отсутствует. В Старой Руссе останавливаются поезда Москва – Псков и Псков – Москва, которые от Бологого в первом случае и до Бологого во втором тащит именно тепловоз. Вот такие реалии нашего времени!
Мне предстоит пройти метров сто вдоль путей, перейти их и двинуться по прямой в центр города по Санкт-Петербургской улице.
Есть что-то благозвучное в самом названии города. Мне нравятся такие имена. Двойные, исконно русские. По легенде, история города восходит к X веку, но официально в летописи он упоминается только в 1167 году.
Я стою на Советской набережной перед зданием городской администрации. Вытянутое двухэтажное здание середины прошлого века традиционно желтого цвета с восемью белыми колоннами уносит меня во времена детства. Мне всегда нравились дома и просто конструкции с колоннами. Наверное, еще и потому, что много времени я проводил в малаховском парке, где располагался Летний театр, с которым связаны добрые воспоминания, не стираемые временем. На входе в парк также стояли колонны.
Совсем рядом с администрацией находится еще одно здание-представитель той самой эпохи и того самого стиля. Те же два этажа, тот же желтый цвет, четыре белые колонны, треугольная крыша. Здесь располагается киноцентр.
По соседству с киноцентром пристроилось здание городского суда, перед фасадом которого я обнаруживаю бюст вождя мирового пролетариата.
Говорят, что с Живого моста открывается самый красивый вид на Воскресенский кафедральный собор, который был заложен в 1692 году. Собор – одна из причин, по которой я приехал в Старую Руссу. Пожалуй, я все же не соглашусь с этим мнением. В течение целого дня я смотрел на собор и примыкающую к нему колокольню со всех сторон, издалека и вблизи, и всякий раз они открывались мне по-разному, но виды при всем разнообразии были просто потрясающими по своей красоте.
Конечно, дополнительным плюсом является и то, что стоит Воскресенский собор в очень живописном месте – на берегу реки Полисть при впадении в нее Перерытицы. Слова-то какие! Исконно русские, описательные и потому понятные всем. Это вам не современные монстры-кальки, к примеру, имплементаторы или лайфхаки, которыми можно пугать детей. Кстати, объяснения названиям рек сохранились в легенде. Более того, согласно ей, когда-то здесь была и еще одна река с еще одним чарующим названием – Порусья, но обо всем по порядку.
По легенде, Старая Русса была основана светлым князем Русом в месте слияния двух рек, которые он назвал в честь жены и дочери – Полисть и Порусья. Куда же исчезла Порусья, и откуда появилась Перерытица? В наши дни Порусьей (местные называют ее еще и Малашкой) считают узкую заболоченную речку, которая петляет по городу, то уходя под землю в трубы, то вновь появляясь на поверхности. Именно эта водная лента и есть русло некогда легендарной реки. Оно практически пересохло после прорытия почти километрового канала, получившего название Перерытица и принявшего в свои берега воды в прошлом судоходной реки. Впрочем, я немного отвлекся от своего основного повествования, но сделал это исключительно под влиянием красоты рек, их берегов и самих названий.
Наверное, с таким встречаешься нередко. Очарованный внешним видом Воскресенского собора и удачным сочетанием красного и белого (красный цвет, доминирующий, появился после реставрации в 2008 году) и ожидавший увидеть такую же изысканность внутри него, я впоследствии был все-таки немного разочарован. Интерьер мне показался в какой-то степени аскетичным, хотя, возможно, мои ожидания были просто завышенными. С другой стороны, внутри собор приятно поражает атмосферой чистоты и света.
Своего рода компенсацию я получаю четырьмя часами позже в церкви Георгия Победоносца, иконы в которой меня откровенно потрясают своей силой и проникновенностью. Более всего меня поражает чудотворная икона «Богородица Старорусская» – самая большая православная выносная икона в мире. Согласно преданию, она была привезена в город греческими монахами из города Ольвеополя в конце X века. Начало творения ею чудес относится ко времени правления Ивана Грозного.
Резонно предположить, что за столь долгое время с иконы было сделано несколько списков. Ученые сходятся во мнении, что представленная в церкви икона является списком конца XVIII века, который был возвращен в Старую Руссу после окончания войны из города Дно в 1946 году. Сама же церковь была приходской для семьи Достоевских во время их семилетнего пребывания в Старой Руссе.
Я обхожу церковный двор по кругу. На территории находятся деревянная крестильная часовня Николая Чудотворца и воскресная школа. Мне нравятся бронзовые фонари и цветущие громадными шапками гортензии, а позади церкви я обнаруживаю заболоченную часть той самой реки Порусьи, или Малашки.
Возвращаюсь к хронологии событий этого дня. Правый берег Полисти. Я иду по Воскресенской улице к Соборной площади, которая считается центром города. По всему видно, что здесь совсем недавно проводились ремонтные работы. Площадь аккуратно вымощена плиткой, везде чистота и порядок. С одной стороны площади находится фонтан, с другой – водонапорная башня, которую можно использовать в качестве ориентира при передвижении по городу.
Строительство этой 50-метровой конструкции было завершено 14 ноября 1909 года. Как и многие другие сооружения, она получила серьезные повреждения в годы войны. Особенно сильно пострадала ее верхняя часть, но реставрация откладывалась вплоть до 2019 года. После реконструкции башню торжественно открыли 15 августа 2020 года. Она принимает посетителей, но я в нее так и не попал. Открывается она в полдень, и ждать так долго я не мог себе позволить.
Раннее воскресенье, и поэтому тоже площадь оказывается безлюдной, что позволяет мне сделать несколько «чистых» фотографий, которые я особенно ценю.
В конце улицы, откуда открывается еще один великолепный вид на Воскресенский собор, стоит памятник Ленину. Он появился здесь на закате советского периода в истории страны, в 1984 году. Меня лично он нисколько не смущает. Переписывание истории – дело очень щекотливое, а борьба с памятниками, столь распространенная в наше время, может привести к серьезным последствиям, и примеры этого уже имеются.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Старая Русса # города России # Федор Достоевский # Великая Отечественная война # рассказы #