Найти тему
Владимир Гаранкин

ГОРОДА РОССИИ. СТАРАЯ РУССА. Часть 1

Воскресенский собор и колокольня. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Фото автора

Трудно поверить в такое начало августовского дня. Несмотря на ранний час, солнце, скорее, все же июльское, уже прилично припекает и заставляет немногочисленных людей искать прохладу в тени. Впрочем, я не испытываю по этому поводу никакого дискомфорта. Летом должно быть лето!

Микроавтобус заполнен практически полностью. Время в пути, согласно расписанию, составляет 1 час и 35 минут. За этот временной отрезок нам предстоит покрыть 99 км, разделяющие два города.

Мы прибываем точно по расписанию, хотя и не удается избежать пробок в дороге. Дело в том, что движение в обоих направлениях происходит по одной полосе, и на двух отрезках одной из полос проводятся ремонтные работы, вследствие чего ее поочередно перекрывают и организовывают реверс. Выручает водитель. Вырываясь на простор, он разгоняет свою «Газель» до 100 км в час.

Здание железнодорожного вокзала. Фото автора
Здание железнодорожного вокзала. Фото автора

Первое, что я вижу, выйдя из машины, – здание железнодорожного вокзала нежно бело-голубого цвета в стиле сталинского ампира, которое красиво смотрится на абсолютно безоблачном небе удивительной по своей насыщенности синевы, с названием Старая Русса. Совсем рядом, слева, пристроилась миниатюрная часовня Николая Чудотворца, покрашенная точно в такие же цвета.

Часовня Николая Чудотворца. Фото автора
Часовня Николая Чудотворца. Фото автора

На близлежащем пути стоит товарный состав во главе с тепловозом, напоминая мне о том, что электрической тяги здесь, как, кстати, и в Пскове, нет, а железнодорожное сообщение между Великим Новгородом и Старой Руссой отсутствует. В Старой Руссе останавливаются поезда Москва – Псков и Псков – Москва, которые от Бологого в первом случае и до Бологого во втором тащит именно тепловоз. Вот такие реалии нашего времени!

Мне предстоит пройти метров сто вдоль путей, перейти их и двинуться по прямой в центр города по Санкт-Петербургской улице.

Есть что-то благозвучное в самом названии города. Мне нравятся такие имена. Двойные, исконно русские. По легенде, история города восходит к X веку, но официально в летописи он упоминается только в 1167 году.

Горисполком. Фото автора
Горисполком. Фото автора

Я стою на Советской набережной перед зданием городской администрации. Вытянутое двухэтажное здание середины прошлого века традиционно желтого цвета с восемью белыми колоннами уносит меня во времена детства. Мне всегда нравились дома и просто конструкции с колоннами. Наверное, еще и потому, что много времени я проводил в малаховском парке, где располагался Летний театр, с которым связаны добрые воспоминания, не стираемые временем. На входе в парк также стояли колонны.

Подмосковная Малаховка – моя малая Родина. Фото автора
Подмосковная Малаховка – моя малая Родина. Фото автора

Совсем рядом с администрацией находится еще одно здание-представитель той самой эпохи и того самого стиля. Те же два этажа, тот же желтый цвет, четыре белые колонны, треугольная крыша. Здесь располагается киноцентр.

Киноцентр. Фото автора
Киноцентр. Фото автора

По соседству с киноцентром пристроилось здание городского суда, перед фасадом которого я обнаруживаю бюст вождя мирового пролетариата.

Перед входом в здание городского суда. Фото автора
Перед входом в здание городского суда. Фото автора

Говорят, что с Живого моста открывается самый красивый вид на Воскресенский кафедральный собор, который был заложен в 1692 году. Собор – одна из причин, по которой я приехал в Старую Руссу. Пожалуй, я все же не соглашусь с этим мнением. В течение целого дня я смотрел на собор и примыкающую к нему колокольню со всех сторон, издалека и вблизи, и всякий раз они открывались мне по-разному, но виды при всем разнообразии были просто потрясающими по своей красоте.

Вид на реку Полисть. Фото автора
Вид на реку Полисть. Фото автора

Конечно, дополнительным плюсом является и то, что стоит Воскресенский собор в очень живописном месте – на берегу реки Полисть при впадении в нее Перерытицы. Слова-то какие! Исконно русские, описательные и потому понятные всем. Это вам не современные монстры-кальки, к примеру, имплементаторы или лайфхаки, которыми можно пугать детей. Кстати, объяснения названиям рек сохранились в легенде. Более того, согласно ей, когда-то здесь была и еще одна река с еще одним чарующим названием – Порусья, но обо всем по порядку.

Воскресенский собор и колокольня. Вид с Живого моста. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Вид с Живого моста. Фото автора

По легенде, Старая Русса была основана светлым князем Русом в месте слияния двух рек, которые он назвал в честь жены и дочери – Полисть и Порусья. Куда же исчезла Порусья, и откуда появилась Перерытица? В наши дни Порусьей (местные называют ее еще и Малашкой) считают узкую заболоченную речку, которая петляет по городу, то уходя под землю в трубы, то вновь появляясь на поверхности. Именно эта водная лента и есть русло некогда легендарной реки. Оно практически пересохло после прорытия почти километрового канала, получившего название Перерытица и принявшего в свои берега воды в прошлом судоходной реки. Впрочем, я немного отвлекся от своего основного повествования, но сделал это исключительно под влиянием красоты рек, их берегов и самих названий.

Воскресенский собор. Вид с левого берега реки Полисть. Фото автора
Воскресенский собор. Вид с левого берега реки Полисть. Фото автора
Воскресенский собор. и колокольня. Вид с одноименной улицы. Фото автора
Воскресенский собор. и колокольня. Вид с одноименной улицы. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Вид с правого берега реки Перерытица. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Вид с правого берега реки Перерытица. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Памятная доска. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Памятная доска. Фото автора
Колокольня Воскресенского собора. Вид с набережной Грекова. Фото автора
Колокольня Воскресенского собора. Вид с набережной Грекова. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Вид с набережной Достоевского. Фото автора
Воскресенский собор и колокольня. Вид с набережной Достоевского. Фото автора

Наверное, с таким встречаешься нередко. Очарованный внешним видом Воскресенского собора и удачным сочетанием красного и белого (красный цвет, доминирующий, появился после реставрации в 2008 году) и ожидавший увидеть такую же изысканность внутри него, я впоследствии был все-таки немного разочарован. Интерьер мне показался в какой-то степени аскетичным, хотя, возможно, мои ожидания были просто завышенными. С другой стороны, внутри собор приятно поражает атмосферой чистоты и света.

Вираж. Река Полисть. Фото автора
Вираж. Река Полисть. Фото автора

Своего рода компенсацию я получаю четырьмя часами позже в церкви Георгия Победоносца, иконы в которой меня откровенно потрясают своей силой и проникновенностью. Более всего меня поражает чудотворная икона «Богородица Старорусская» – самая большая православная выносная икона в мире. Согласно преданию, она была привезена в город греческими монахами из города Ольвеополя в конце X века. Начало творения ею чудес относится ко времени правления Ивана Грозного.

Церковь Георгия Победоносца. Фото автора
Церковь Георгия Победоносца. Фото автора

Резонно предположить, что за столь долгое время с иконы было сделано несколько списков. Ученые сходятся во мнении, что представленная в церкви икона является списком конца XVIII века, который был возвращен в Старую Руссу после окончания войны из города Дно в 1946 году. Сама же церковь была приходской для семьи Достоевских во время их семилетнего пребывания в Старой Руссе.

На территории церкви Георгия Победоносца. Фото автора
На территории церкви Георгия Победоносца. Фото автора

Я обхожу церковный двор по кругу. На территории находятся деревянная крестильная часовня Николая Чудотворца и воскресная школа. Мне нравятся бронзовые фонари и цветущие громадными шапками гортензии, а позади церкви я обнаруживаю заболоченную часть той самой реки Порусьи, или Малашки.

Крестильная часовня Николая Чудотворца и воскресная школа на заднем плане. Фото автора.
Крестильная часовня Николая Чудотворца и воскресная школа на заднем плане. Фото автора.

Возвращаюсь к хронологии событий этого дня. Правый берег Полисти. Я иду по Воскресенской улице к Соборной площади, которая считается центром города. По всему видно, что здесь совсем недавно проводились ремонтные работы. Площадь аккуратно вымощена плиткой, везде чистота и порядок. С одной стороны площади находится фонтан, с другой – водонапорная башня, которую можно использовать в качестве ориентира при передвижении по городу.

Соборная площадь. Фото автора
Соборная площадь. Фото автора

Строительство этой 50-метровой конструкции было завершено 14 ноября 1909 года. Как и многие другие сооружения, она получила серьезные повреждения в годы войны. Особенно сильно пострадала ее верхняя часть, но реставрация откладывалась вплоть до 2019 года. После реконструкции башню торжественно открыли 15 августа 2020 года. Она принимает посетителей, но я в нее так и не попал. Открывается она в полдень, и ждать так долго я не мог себе позволить.

Водонапорная башня собственной персоной. Фото автора
Водонапорная башня собственной персоной. Фото автора
Соборная площадь от начала до конца. Фото автора
Соборная площадь от начала до конца. Фото автора

Раннее воскресенье, и поэтому тоже площадь оказывается безлюдной, что позволяет мне сделать несколько «чистых» фотографий, которые я особенно ценю.

Вид на реку Перерытица, Воскресенский мост и водонапорную башню с набережной Грекова. Фото автора
Вид на реку Перерытица, Воскресенский мост и водонапорную башню с набережной Грекова. Фото автора

В конце улицы, откуда открывается еще один великолепный вид на Воскресенский собор, стоит памятник Ленину. Он появился здесь на закате советского периода в истории страны, в 1984 году. Меня лично он нисколько не смущает. Переписывание истории – дело очень щекотливое, а борьба с памятниками, столь распространенная в наше время, может привести к серьезным последствиям, и примеры этого уже имеются.

Ильич и Воскресенский собор с колокольней. Фото автора
Ильич и Воскресенский собор с колокольней. Фото автора

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Старая Русса # города России # Федор Достоевский # Великая Отечественная война # рассказы #