Соня всегда знала про себя, что она «не такая». Не такая, какой должна быть.
Мама с папой хотели, чтобы у них была смелая, быстрая девочка. Как и они, как и Сонин старший брат. Чтобы вместе и на лыжах кататься, и на коньках, и в походы ходить. А она, Соня… На лыжах и коньках – падает, на велосипеде так и не научилась кататься, плавает кое-как, по-собачьи два метра. А как в поход соберутся семьей – так она заболеет обязательно. И приходится срочно бабушку вызывать, чтобы внучку к себе забрала.
Соня знала, что мама и папа любят только Витьку. Вот он именно тот, каким и должен быть ребенок таких родителей. Спортивный, напористый, веселый. Поэтому родители всегда даже смотрели на него с гордостью и любованием. А на нее, дочку – с досадой, жалостью, даже недоумением: и в кого она у нас уродилась?
Витька – тот откровенно насмехался над ее очередной неудачей. Говорил родителям: «А что вы хотите? Сами ее Соней-засоней назвали. Вот меня назвали Победителем, так вот, так и получается. А Сонька у нас нюхлая».
И где он это противное словечко только выискал? Но иначе как «нюхлой» и «засоней» сестру и не называл. Мама с папой вроде и сердились на него из-за этого, но так… Для виду только.
А потом еще обзывку придумал: «недоделанная». Папа, правда, дал ему подзатыльник за такое, но Витька все равно ее так называл, когда родители не слышали.
А Соне это слово даже больше нравилось. Потому что «нюхлая» - звучит противно. Будто что-то нюхаешь. «Засоня» - неправда, ничего она и не засоня! Утром даже раньше Витьки просыпается. Это его вечно будить приходится. А вот «недоделанная»… Соня представляла, что какой-то дяденька на фабрике делал-делал куклу. Кукла не получалась. Дяденьке надоело, он и бросил. Не доделал. Так кукла и осталась не доделанная. Так и она, Соня, как та кукла… Недоделанная…
И в школу пошла, тоже кое-как у нее. Вроде и урок знает, а начнет отвечать, все куда-то из головы улетучивается. А даже если и не улетучивается, Соня так боится что-то не то сказать, что еле слышным голосом бормочет. Учительница сердится: «Что ты там мямлишь?», ребята хихикают…
Единственно, за что ее хвалила учительница – так это за тетрадки и почерк. Всегда всем показывала, чтобы брали пример, какими аккуратными должны быть тетради и как писать нужно. Конечно! Соня ведь любила буквы! Они ее слушались! И никогда-никогда не подводили. Стояли себе ровненько там, куда она их поставит. И не обзывали!
Бабушка Соню тоже не обзывала. Называла «моя ты хорошая» или «бажоная». Мама раньше сердилась, говорила бабушке:
- Мама, ну что за слово такое! Где ты его только откопала. Бажоная! Все равно что блаженная! Она у нас и так-то…
Соне показалось, что мама хотела сказать «нюхлая», но не сказала. Только рукой махнула.
А бабушка Соню обняла:
- Хорошее это слово. Так у нас говорили. Значит – любимая, дорогая. А «блаженный», кстати, значит «благоденствующий». То есть счастливый. Вот так-то.
- Ну уж нет! – возмутилась мама. - Еще чего не хватало! Зови как-нибудь по-другому!
Тогда бабушка стала Соню «любимкой» звать. А бажоной – только когда родители не слышали.
А Соне нравилось. Даже больше, чем «любимка».
***
У бабушки было хорошо. Во-первых, ее никто никуда не торопил, не подгонял, не насмешничал над ее неуклюжестью. Во-вторых, бабушкина маленькая уютная квартирка так же, как и сама бабушка, будто бы обнимала Соню и гладила доброй ладошкой по голове: «Любимка, бажоная ты наша. Мы с тобой. Все хорошо».
А в-третьих, бабушка учила ее тому, что нравилось Соне: вышивать, вязать крючком, даже готовить. Да даже и не учила, а просто бабушка делала – и внучка рядом делала то же самое. А если не получалось – спокойно объясняла, помогала. Хвалила.
Больше всего Соне нравилось возиться с тестом. Оно такое мягкое, пухлое, тягучее. Делай с ним что хочешь, оно на все согласно. Ну, только на доброе, конечно. Бабушка уже давно Соне объяснила: если хочешь, чтобы что-то получилось – надо это делать с любовью. И спокойно, не торопясь, ласково. Может, поэтому у Сони и выходило все так красиво в тетрадках?
А однажды к бабушке в гости должны были ее подружки прийти. «Подружки-старушки», - смеялась бабушка. Соня, конечно, понимала, что бабушка шутит. Старушки – это на лавочке у подъезда сидят, а бабушка и ее подружки – совсем и не старенькие. Почти как мама. Ну, немножко только постарее.
Так вот, подружки должны были прийти, а у бабушки руки разболелись. Как-то называется… артист, что ли…
Бабушка таблетки выпила, мазью намазалась и сказала, что полежит немножко. А про тесто сказала, что потом пирожки доделает. Подождут подружки, ничего страшного. Тем более что других угощений полно.
А Соне стало тесто жалко. Оно ведь не любит, когда долго. Перестоять может. Ну, и налепила пирожков. А что тут сложного? Тесто готово, начинки – капустная и мясная – готовы. И даже косички на пирожках у нее получились не хуже бабушкиных. Налепила, противень смазала, духовку включила. Духовка электрическая, ручку повернул, да и все.
В общем, бабушка пока отдыхала, пирожки уже и испеклись почти.
Бабушка только руками всплеснула. Обняла, погладила и говорит:
- Любимка моя, хозяюшка! Что бы я без тебя делала?
А бабушкины подружки почему-то удивились не тому, что Соня сама пирожки испекла, а тому, какие на них ровненькие косички…
И на даче у бабушки тоже хорошо. Мама с папой и Витькой на дачу не ездят. Говорят, в земле ковыряются только пожилые да те, кому двигаться лень, а они лучше в поход сходят, на речку съездят. А овощи да ягоды прекрасно купить можно.
Ну и пускай. Зато Соня видит такое! Сначала – семечка, потом клювики зеленые из земли высовываются, потом растут. А потом расцветают прямо цветами, разными! И еще потом ягодки, или огурчики, или яблоки… И все они Соне радуются, разговаривают с ней, улыбаются…
***
И вот что странно: чем дальше Соня училась, тем лучше. Может, учителя к ней привыкли, и знали теперь, что Соня всегда урок выучила? А может, это Соня привыкла, и отвечать не так боялась?
Во всяком случае, девятый класс она окончила очень даже хорошо. И экзамены сдала тоже хорошо. Да так, что ее баллов хватило в колледж поступить. Ну, конечно же, на повара-кондитера, куда же еще!
Бабушка очень-очень радовалась. А родители сказали:
- Ну, понятно. Скучная работа, конечно. Но хоть в тепле и сытости. А нашей Соне этого и нужно.
Они ничего не понимают! Конечно, повар-кондитер – это не тренер спортивный. Ну и что?
Соня так думала: пусть мама на своем фитнесе лепит красивых девушек. Пусть папа лепит своих хоккеистов. Витя тоже после института тоже будет кого-то там тренировать. А она, Соня, будет пирожки лепить. И радовать людей красивой и вкусной едой!
Витька, правда, язвил, что они стараются, людей в хорошую форму приводят, а Сонька будет их работе только вредить. А папа смеялся:
- Пусть кормит, пусть хоть раскармливает! Жирок-то стрясти они потом куда побегут? – да к нам! Так что нам же хорошо, работа не кончится!
***
Соня сдала последний экзамен. «Отлично», как и все остальные. Все! Теперь вручение дипломов, выпускной бал – и все! Самостоятельная жизнь! Тем более что она уже знала, куда пойдет работать: была на практике в кафе-кондитерской. И хозяин, посмотрев и попробовав ее десерты, сказал:
- Только к нам! Ни за что такую умелицу, такую кудесницу никому не уступлю!
Соня позвонила маме, выслушала порцию дежурной похвалы. Набрала бабушку. Трубку та не подняла. Видимо, опять на грядках. Вот просила же ее Соня ничего самой не делать по жаре! Потом опять будет капли глотать да давление потихоньку, чтобы Соня не видела, мерять! Ну ничего. Сейчас у Сони будет почти месяц отдыха, бабушку к посадкам не подпустит. Пускай сидит и вяжет потихоньку.
- Бабуль, я приехала!
Соня легко пробежала по дорожке, перепрыгнула две ступеньки низенького крылечка, отмахнула тюлевую занавеску, которая вместо открытой почти постоянно этим жарким летом двери служила препятствием для всяких ползучек-летучек.
Бабушка сидела в кресле с вязанием на коленях. Глаза ее были закрыты. А губы чуть заметно улыбались…
***
✅ Продолжение: Здесь (2 часть). ☕🧡
***
... А девочки бывают разные. И такие, как Соня или Зюзя из рассказа "Прости меня, доченька!" И такие, как Женька ("Ох уж эта Женька!").
***
#историиизжизнилюдей #нелюбимыйребенок #бабушкаивнучка #семейные отношения