Она посягнула на исконно мужскую профессию — писательство. Ей хотелось зарабатывать литературным трудом и самой содержать свою большую семью: троих детей, младших братьев, мать. В свои 25 лет она самостоятельно отстаивала интересы семьи в тяжбах о наследстве после неожиданных смертей мужа и отца. Она не спряталась под крыло нового мужа, что для ее высокого положения было самым благоразумным и надежным. Она «превратилась в мужчину», как она написала о себе, имея в виду, что взяла на себя все мужские обязанности, — и преуспела. У нее всё получилось. Ее литературное дарование признали современники, она обрела влиятельных покровителей и получала заказы из королевских дворцов. Ее цитировали, ее книги переписывали, к ней прислушивались, ее мнению доверяли. Она стала больше, чем «дочь образованного отца» и «жена высокопоставленного мужа». Сейчас исследователи считают Кристину де Пизан первой французской писательницей, зарабатывавшей на жизнь своим литературным трудом.
Почему Кристина Пизанская ответила
Кристина жила в те времена (последняя треть XIV – первая половина XV вв.), когда разгорались «споры о женщинах», продлившиеся почти 400 лет. Начали их, конечно, мужчины, да и сами споры велись силами писателей, поэтов, философов, ученых и богословов мужского пола. Одни восхваляли женщин за их совершенства и добродетели и при этом продолжали считать их ниже мужчин и предназначенными лишь для радости и утешения мужчинам. Другие видели в женщинах абсолютное зло, исчадие ада и скопище пороков и всячески поносили всех женщин без разбора. Кристине Пизанской подобная неразборчивость и нескончаемые потоки грязи на женщин были нестерпимы — она вступила в полемику, написав ряд критических поэм и «Книгу о Граде женском».
Ее основной целью стала защита женского пола, ее главным оружием — логика, наглядные доказательства и трактовка исторических событий через призму христианских канонов. Она использовала всё то, с помощью чего аргументировали свою мизогинистскую позицию образованные мужчины.
Как Кристина Пизанская создает женскую утопию
В своей книге она создает утопию — Город женщин, где всё построено по принципам разума, правды и справедливости, где ее жительницам не надо терпеть унижения и насилие, где благодаря образованию женщина станет равной мужчине и где ее заслуги и добродетели будут оцениваться по достоинству. Высокая и благородная цель… как же Кристина ее достигает?
Она просто меняет фокус: она смотрит на женщин не мужскими глазами, а женскими. На самом деле это сложнее, чем кажется, ведь тысячелетиями женщин приучали смотреть на себя и воспринимать себя через мужской взгляд, через мужские представления о женской природе, по большей части уничижительные и подавляющие. Именно поэтому на первых страницах своей книги Кристина Пизанская сетует:
«В моем сердце поднялась глубокая печаль, потому что я ненавидела себя и весь женский пол, как будто мы были чудовищами в природе».
И взывает к Богу: «Почему Ты не дал мне родиться в этом мире мужчиной, чтобы все мои наклонности были лучше служить Тебе?».
После нескольких страниц скорби и отчаяния о том, что в глазах представителей противоположного пола женщины ужасны в своей телесной слабости и безнравственности, Кристина отказывается поддерживать эту позицию и решает самостоятельно исследовать женские качества, добродетели, пороки и поведение:
«Глубоко задумавшись об этих вещах, я начала изучать свой характер и поведение как женщина, а также других женщин, с которыми я часто общалась».
Ей на помощь приходят три музы: Разумность, Праведность и Справедливость, с которыми она ведет диалог. Она спрашивает о правильности расхожих обвинений в адрес женщин, а музы ей отвечают, приводя логические аргументы и примеры из Библии, античной мифологии и истории.
Надежда Ершова
Продолжение о Кристине Пизанской - по ссылке
О начале традиции говорить о женщинах плохо можно прочитать в статье
#историяженщин #средневековаяистория #философияженщин #философия #средневековаяевропа
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!