Найти тему

Таинство крещения. Крестная мать.

Оглавление

Плотскую жизнь человек получает от биологической матери. За духовную, как правило, несут ответственность крестные родители, назначенные при крещении. Их обязанности по воспитанию своего крестника порой даже преобладают над обязанностями плотских родителей.

Таинство крещения в православии

В числе таинств православной церкви крещение занимает основополагающее место. Именно оно полагает начало доступа нового члена Церкви к ее остальным таинствам и полноценной церковной жизни. По своей сути оно представляет собой рождение духовное и может наравне с материальным свершиться только единожды. Возрастных ограничений для свершения таинства не существует, однако, чаще всего обряду подвергают грудных младенцев. С точки зрения Церкви этот факт вполне оправдан, поскольку в момент своего духовного рождения младенец получает ангела-хранителя, а поскольку сам еще не дееспособен, то к нему приставляются крестный отец и крестная мать. Хотя, по церковным канонам достаточно и одного крестного.

Крестные родители. Общее понятие

Поскольку дети не способны самостоятельно исповедовать веру, для их Крещения приглашаются восприемники, которые будут нести ответственность за их благочестие и духовный рост перед Господом. Они должны ответственно относиться к своим обязанностям и быть примером веры в Бога и соблюдения христианских норм жизни.

Еще во времена гонений на Церковь к выбору восприемника относились достаточно серьезно. Тогда Крещение без поручителя не проводилось. Желавший принять православие, искал того, кто смог бы привести его в тайное место, где встречались верующие для молитв и священных действий и свидетельствовать о его искреннем решении стать христианином. А также и о причисления к числу оглашаемых перед епископом. Огласительный период длился около 3-х лет и всё это время поручитель обязан был находиться в тесном общении с новым членом Церкви, обучая его. После завершения периода оглашения восприемник, свидетельствовавший о том, за кого поручился, как лицо, отвечающее перед собранием и Богом, принимал непосредственное участие в его Крещении. После священнодействия он продолжал содействовать в духовном плане новокрещенному и помогать ему осваивать церковную жизнь.

Сейчас распространено, что родители подбирают своим детям двух крестных (мать и отца). Всё чаще ими становятся родственники и близкие друзья. Основное условие для принятия обязанностей кумов заключается в том, что сами они должны быть обязательно крещеными. Их назначение заключается в том, чтобы:

• быть свидетелями обряда;

• отвечать за крещаемых перед Церковью;

• давать за своих крестников обеты Богу и исповедовать веру;

• наставлять их в праведной христианской жизни.

Невоцерковленные родители более легкомысленно подходят к выбору крестных своему ребенку, нежели прихожане церкви. Большинство из них считают, что крещение лишь подтверждает национальную принадлежность дитя или на крайний случай, защищает его от злых сил. Крещение малолетних детей до 7 лет происходит с согласия только родителей. С этого возраста и до 14 лет согласие необходимо получить и от ребенка. В более позднем возрасте человек уже сам волен принимать осознанное решение, без согласия на то родителей.

При выборе восприемников также имеются определенные запреты. Так, восприемниками не могут быть:

• родители малыша;

• дети в возрасте до 13 лет для восприемницы и до 15 для восприемника;

• супруги (для одного и того же младенца);

• монахи (монахини);

• душевнобольные;

• имеющие неблагопристойный образ жизни;

• неправославные (католики, лютеране);

• не крещенные.

Как будущей крестной подготовиться к обряду крещения

Стать кумовьями это большая ответственность. Поэтому к такому предложению нужно подходить со всей серьезностью. Крестные родители должны быть готовы стать ими, пройти предварительное обучение и четко соблюдать установленные правила.

Крестная мать обязанности при крещении узнает еще на подготовительных курсах. Настоятелем храма определяется количество предварительных встреч. Как правило, это 2 огласительные беседы с катехизатором и 1 исповедально-покаянная со священником.

Будущей крестной матери перед действом нужно:

• обговорить с родителями дитя дату крещения, поскольку приступать к обряду в критические женские дни запрещено;

• посетить храмовые курсы в виде огласительных бесед, заручившись благословением священнослужителя;

• покаяться и причаститься;

• соблюсти трёхдневный предобрядовый пост (воздержаться от половых контактов, приема жирной пищи, сквернословия и прочего);

• выучить главные молитвы («Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дева, радуйся», «Царю небесный»);

• позаботиться о подходящем внешнем виде при обряде (платье или юбка определенно ниже колена, покрытая голова, закрытая обувь с низким каблуком, минимум или полное отсутствие косметики, закрытая зона декольте, руки и плечи).

Кроме этого, кума помогает матери в подготовке младенца к обряду. Для начала, желательно познакомиться с малышом, дабы он успел привыкнуть и не боялся. Также важно позаботиться о приобретении следующих предметов:

1. Нательный крестик с ленточкой. Крестик следует выбирать прочный. Желательно, чтобы контуры его были закругленными, во избежание повреждения кожи младенца. С этой же целью вместо цепочки используется тесемка. Обычно для обряда приобретается золотой или серебряный крестик.

2. Крестильная рубашка (анаволий). Материал рубахи долен быть непременно натуральным, чтобы ребенку было комфортно. Непременно белого цвета. Длину анаволия нужно подбирать ниже колена, а рукава на ¾. Лучше брать рубашку, распахивающуюся спереди или же с достаточно глубоким вырезом на груди.

3. Крыжма (белоснежная пеленка, полотенце). Пеленку для принятия младенца из купели тоже следует выбирать из натуральных тканей. Также можно приобрести готовые крестильные наборы. По различным поверьям, крыжму и анаволий принято сохранять после обряда и использовать при болезнях малышей.

4. Свечи. При выборе свечей на крестины обычно отдают предпочтение либо очень длинным, либо коротким, но толстым, поскольку они рассчитаны на всю жизнь.

5. Евангелие с закладкой. Библия преподносится в подарок крестнику для ознакомления в будущем.

Что входит в обязанности крестной матери во время совершения таинства

Крестная мать (обязанности при крещении ей подробно рассказывают при подготовке к таинству) должна хорошо представлять весь порядок процесса крещения. Таинство включает в себя 2 обряда: очистительную молитву над матерью и наречение ребенка именем. Второй из них по старым церковным законам происходит на 8 день от рождения дитя. В выборе имени оказать помощь могут кумовья. Делается это по святцам (церковным календарям).

Верующие, как правило, дают своему чаду имена тех святых, дни прославления коих совпадают с датой появления ребенка на свет. Если же у младенца уже есть имя, то для Крещения выбирают второе, чаще из более созвучных к настоящему. В отношении имени, даваемого при крещении, рекомендуется положиться на мнение иерея, совершающего таинство. Ведь ни день рождения, ни день крещения могут не совпадать с днями памяти святых. Поэтому священнослужитель, полагаясь на свой опыт и знания, может назначить имя святого, день памяти которого наиболее близок к упомянутым датам.

Священнодействие происходит в отдельном помещении (крещальне). Процесс подразумевает включение в себя следующих этапов:

1. Оглашение.

2. Крещение.

3. Миропомазание.

4. Пострижение.

5. Воцерковление.

Перед началом обряда зажигают все свечи. При обходе крещальной купели, иерей говорит 3 молитвы:

• в день рождения ребенка,

• на наречение имени в 8-й день,

• матери на 40-й день.

По окончании произнесения молитв, иерей просит крестных с крещаемым младенцем на руках встать лицом к западу (к сатане) и ответить на вопросы. Первый из них: «Отрицаешься от сатаны?..». Здесь нужно осознанно ответить «Отрицаюсь». Затем он продолжает «Дунь и плюнь». Следом священнослужитель просит развернуться на восток (к Господу) и вопрошает: «Сочетаешься ли Христу?». Отвечая согласием, крестные исповедуют преданность Господу за младенца. Следом они произносят молитву «Символ веры». Часто приходится сталкиваться со случаями, когда крестные родители не в состоянии прочитать его, поскольку просто не знают. На практике священнослужитель, исходя из своего опыта, либо предлагает читать по молитвослову, либо предлагает прочитать «Символ» тому, кто его знает добросовестно.

Закончив первый этап и осуществив необходимые приготовления по освещению елея и воды, а также помазания елеем грудничка, священнослужитель переходит непосредственно ко второй части таинства. Он берет дитя у кумовьев и 3 раза опускает в сосуд, изрекая основные крестительные слова "Крещается раб Божий..." во имя Троицы, с произнесением имени ребенка. Поручитель одного пола с грудничком, беря его из рук иерея, покрывает крыжмой, обтирает и облачает в анаволий, надев подготовленный крестик.

-2

Следом за Крещением свершается Миропомазание. Священнослужитель мажет дитя святым Миром, очерчивая крест на отдельных частях лица, груди и конечностях, с фразой: «Печать дара Духа Святого. Аминь.». Вместе с поручителями и крещаемым иерей трижды обходит купель со свечами, смывает миро с тельца младенца с молитвой и состригает прядку волос. Эту прядь скрепляют воском и опускают в сосуд. Пострижение являет собой символ покорности Богу и своего рода жертвоприношение ему от новокрещаемого в благодарность за дарованную новую духовную жизнь. Следом произносится молитва о восприемнике и новокрещенном, а восприемник с грудничком делает круг, обходя купель и целуя крест.

Если крещаемому более 40 дней от роду, то сразу за Крещением и Миропомазанием свершается Воцерковление, в процессе которого мальчика проносят в алтарь, а девочку преподносят к Царским Вратам. Воцерковление оканчивается также молитвой и благославением на выход с припадением губами ко кресту.

Вся процедура Крещения длится чуть более часа. Услуга платная. После обряда предоставляется свидетельство о крещении ребенка, соответствующая запись об этом делается в церковной книге.

Обязанностей крестной матери притаинстве крещения девочки значительно больше, чем при обряде с младенцем мужского пола. По церковным нормам достаточно одного восприемника (одинакового пола с ребенком), но если выбор сделан в пользу 2-х крестных, то каждый имеет свои обязанности. Таинство крещения грудничков определяется в трехразовом окунании в обрядовый сосуд – купель. Когда крестят мальчика, кума держит младенца до окунания в сосуд, а кум принимает его от купели. При крещении девочки все делается наоборот. Восприемница, приняв девочку от крестильной купели, держит ее на руках до конца всего обряда.

Также в обязанности кумы при таинстве входит снятие с ребенка одежды до опускания в купель и одевание его в анаволий. Поскольку иногда крещение происходит сразу нескольких младенцев, а пеленальный столик в храме, как правило, один, крестной приходится делать всё это на весу. Поэтому данный факт следует учитывать. Чаще всего проблемы с неорганизованным пеленанием происходят в случаях, когда родители не являются прихожанами данного храма. К сожалению, таких семей достаточно много. Когда таинство осуществляется в своем приходе, внимания проведению обряда уделяется значительно больше, поскольку церковная община представляет собой своего рода семью и крещение нового члена ее является праздником для всех постоянных прихожан. Если дитя плачет, то его отдают на время родной матери.

Обязанности крестной матери после крещения

Крестная мать (обязанности при крещении не заканчиваются с завершением таинства) после обряда принимает активное участие в Крестинах, в организации которых кума вправе предложить свою помощь. И в дальнейшем она принимает непосредственное участие в жизни и воспитании ребенка. Если плотские родители должны заботиться о материальных благах чада, его питании, жилище и прочем, то долгом крестных считается его духовное и нравственное развитие. Хотя, добросовестные крестные матери делают своим питомцам и материальные подарки, стараются, чтобы у ребенка были маленькие радости. Это накладывает правильный отпечаток и на духовную сферу ребенка.

-3

Крестная должна:

• молиться о ребенке, его здравии и духовном росте;

• приобщать к церкви;

• оказывать помощь и поощрять крестника/крестницу в благочестивых делах;

• быть примером добродетельной жизни;

• обучить ребенка молиться, держать посты, исповедоваться и причащаться;

• быть другом, помощником в повседневной жизни;

• помнить о всех необходимых праздниках, в том числе религиозных и поздравлять (дне Ангела, дне рождения);

• осознавать всю серьезность события.

Что необходимо знать дополнительно о таинстве крещения

Крестная мать (обязанности при крещении, как правило, запоминаются на всю жизнь) в большинстве случаев неизбежно встает на путь истинного воцерквления. Поэтому стремится узнать о таинстве все, чего ранее не знала и всегда готова прийти на помощь не только крестникам, но и тем, кто готовится возложить на себя эту высокую ответственность. А особенностей у таинства достаточно много:

· Несведущие люди, например, всегда задаются вопросом, почему девочек лишь подносят к Царским вратам, а мальчиков проносят в алтарь. В соответствии с церковными правилами, определенными еще 3 Константинопольским собором, в священный алтарь запрещено входить лицам, не принадлежащим к клиру. Однако, согласно давним традициям, при Крещении мальчика проносят в алтарь, поскольку он потенциально, в будущем может стать священнослужителем. Девочки же не имеют такой возможности, потому и вовсе не допускаются к нему.

· Иногда при Крещении (в отличие от других таинств) в храмах закрывают двери или просят православных не входить. Обусловлено это лишь этическими соображениями и просьбами взрослых крещающихся, которые стесняются от присутствия посторонних.

· Один из самых распространенных вопросов о возможности крещения в дни постов. На самом деле, вопроса такового не существует. Проведение таинства в пост является весьма частым. Кроме того, истинно верующие полагают, что дни поста наиболее благоприятны для подготовки к крещению, а проведение таинства накануне двунадесятых праздников наиболее целесообразно. Таким образом у новых членов Церкви остается память о событии и совпадение именин с большими православными празднествами.

· В отдельных случаях представители РПЦ вправе отказать в таинстве:

o когда человек находится в нетрезвом или неадекватном состоянии;

o непристойного образа крещаемого вплоть до его покаяния;

o отсутствия у взрослого крещаемого веры в Бога.

Другими причинами для отказа также являются магическое отношение к обряду или даже банальная неподготовленность.

o Множество вопросов возникает у тех, кто был крещен в советские времена и утратил данные об имени, присвоенном при таинстве. Учитывая, что крещение проводится только единожды, второй обряд не выполняется. Однако можно выбрать новое имя. При этом иерей должен исповедовать и причастить человека с ним.

Бывают случаи, когда имеется предположение, что человек крещен, но никаких подтверждений этому нет. Об этом необходимо сообщить священнику. Крещение произведут, но с небольшими отличиями. Так, перед словами «Крещается раб Божий...» священник добавит «Аще не крещен» (если не крещен).

Воспреемниками при крещении не могут быть не только исповедующие другие религии, но и представители иных христианских конфессий. Крестными родителями при Крещении становятся только православные христиане.

o Весьма странный вопрос возникает иногда и о возможности стать крестной матерью беременной женщины. Никаких возражений по этому поводу быть не может, поскольку она готовится стать матерю нового раба Божьего и одновременно имеет право быть крестной.

o О возможности использовать в качестве воспреемников бабушек, дедушек и иных родственников всегда приветствуется. Ведь указанные родственники всегда будут рядом, помогать, наставлять и учить. Кроме того, как правило, более старшие всегда имеют больший опыт как в мирской, так и в церковной жизни.

· В крайних случаях таинство может быть осуществлено любым мирянином, имеющим достаточные знания о нем.

Давая согласие на роль крестной матери при Крещении, следует помнить, что в ее обязанности также будет входить причащение дитя. Причастие после таинства должно производиться регулярно. Соблюдение кумовьями всех правил является залогом правильного установления православных норм у ребенка для его дальнейшей христианской жизни.