Найти тему

Нас услышали школьники всей страны

Детский культурный форум состоялся в Москве впервые и собрал более полутора тысяч школьников. Наша Академия не могла упустить возможность рассказать об инклюзии, об отношении к неслышащим ребятам и о том, как с ними общаться. Поэтому в программу форума был включен урок-мастер-класс от Варвары Эрастовны Ромашкиной, преподавателя русского жестового языка, заведующей отделом переводчиков русского жестового языка РСГАИ. Помочь она попросила студентов курса Екатерины Сергеевны Мигицко, заведующей кафедрой пластической выразительности актера.

-2

Зал был полон, но поначалу участники мастер-класса особого интереса не выражали, а порой поглядывали в телефоны. Кто-то устал от эмоций и прогулок по Москве (все же форум шел уже не первый день), а кто-то делился впечатлениями в мессенджерах. Ну и тема с самого начала казалась скучной: что такое для непосвященного жестовый язык? На нем ведь общаются только глухонемые.

-3

Первый удивленный шепот пробежал по залу, когда выяснилось, что все неслышащие люди умеют говорить. Потом выяснилось, что жестовый язык намного интереснее и необычнее «звучащих» языков. В нем есть не просто буквы, а жестовые словосочетания, которые обозначают то или иное понятие.

-4

Свои жестовые имена имеют великие писатели и художники, названия городов и стран. Воронеж – жест с крылышками, Кемерово как копающий уголь ковш, Шекспир – это округлый кружевной воротник, который носил писатель, Маяковский – выстрел в висок. Постепенно узнавая законы, по которым живет и развивается один из самых необычных языков, дети увлеченно повторяли за Варварой Эрастовной, складывая непослушные пальцы в новые и новые буквы.

-5

Почему непослушные? Потому что слышащий никогда так не говорит «руками». Максимальная мелкая моторика обычных людей – водить по экранам мобильных, да набирать тексты на компьютере. Простая жестикуляция отличается так же, как утренняя зарядка от олимпийского марафона. А здесь – танец рук и пальцев, который по темпу должен успевать за быстрыми, летучими смыслами слов. Там, где нет отдельных жестов, нужно проговаривать все слово целиком по буквам. Например, Достоевский или Пикадилли. А это весьма непростая задача.

-6

Бурю смеха вызывали жесты, которые обозначают фамилии международных политических лидеров и других известных людей. С готовностью ребята складывали пальцы в слово «люблю», пытались выговорить-показать свое имя.

-7

Сначала телефоны были забыты, но под конец о них снова вспомнили: чтобы снять каждую секунду этого уникального разговора – о том, как это сказать. В первом ряду вместе с ребятами училась говорить на русском жестовом языке и ректор РГСАИ Елена Алексеевна Пахомова.

-8

Но несмотря на всю харизму и талант Варвары Эрастовны, ей в одиночку было бы нелегко так быстро пробить стену юношеского скепсиса и легкой усталости в зале. Поэтому ей помогли студенты четвертого курса РГСАИ Таня Напалкина, Иван Захаров, Лера Паршакова, Костя Котерев, Ангелина Варганова и Собитхон Ахмедов. Ребята учатся на театральном факультете у Екатерины Сергеевны Мигицко и входят в творческое объединение «The dreamers actors (TDA)» https://t.me/thedreamersactors, которое создали сами.

-9

Три миниатюры: «Дерево», посвящение Фредди Меркури и «Осенний блюз» подтвердили рациональное эмоциональным.

-10

За словами и жестами возникли те самые люди, говорящие на необычном языке: красивые, свободные, талантливые и невероятно трудолюбивые, иначе как можно так точно схватывать и воспроизводить музыку, которую ты или не слышишь, или слышишь, но словно сквозь толщу воды.

-11

«В процессе знакомства с элементами русского жестового языка у аудитории Форума должен сформироваться интерес к освоению навыков инклюзивного контакта и общения». Так официально звучала одна из задач мастер-класса. Если следовать документу, задача перевыполнена. Об этом можно судить по большой очереди из девчонок и мальчишек, которая выстроилась к спикеру после урока. Брали автографы, задавали вопросы, узнавали, как и где выучить жестовый русский, выражали свое удивление и восхищение.

-12

Узнали ребята и про инклюзивные театры: это Театр мимики и жеста и театр неслышащих актеров «Недослов». Поэтому если кто-то не сможет рационально объяснить другим что-то про жестовый язык, можно подключить эмоции и посмотреть спектакли тех, кто точно знает, как это сказать.

-13

#РГСАИ #культурный детский форум #язык жестов #русский жестовый язык #ВОГ #инклюзия