А сегодня, мои маленькие друзья, мы вновь попытаемся понять тайный смысл нового голливудского кинопроизведения. На этот раз нам предстоит разбирать фантастический хоррор «Нет» (Nope), снятый режиссером Джорданом Пилом, известным по участию в комедийном шоу «Кей и Пил» и неоднозначным, но очень популярным кинолентам «Мы» и «Прочь». Новая картина этого неординарного человека, как и предыдущие, получилась загадочной, многосмысловой и, конечно же, символичной. Очевидно, что ее судьба будет примерно такой же, как и у двух других фильмов Пила, — одни будут видеть в ней что-то небывалое, грандиозное, а другие отнесут ее к непонятной белиберде, о которой стоит поскорее забыть. Но сегодня мы не столько будем оценивать «Нет» с художественной точки зрения, сколько попытаемся разгадать главную тайну киноленты, стоящую за вопросом — о чем же на самом деле эта странная история? Начинаем.
О чем фильм?
Престарелый владелец ранчо, на котором держат лошадей, подготавливаемых для съемок в кино и телевизионных шоу, умирает при загадочных обстоятельствах — на мужчину с неба падает монета, вроде бы выпавшая из самолета, и проламывает ему голову. А поэтому бизнес переходит к наследникам — сыну О Джею и дочери Эмеральд. Дела с телевидением и рекламой идут не очень хорошо, из-за чего героям приходится продать некоторых своих питомцев местному владельцу тематического парка развлечений — Рикку «Джупу» Парку. Вскоре на ранчо начинают происходить таинственные события — лошади покидают конюшни и исчезают, а в небе появляются загадочные объекты.
Ну и что там такого крутого в этом фильме?
Первые 45 минут киноленты «Нет» могут показаться вам бессмысленными и невероятно скучными, однако, поверьте, они нужны, очень нужны — без них эта история не была бы полноценной и, самое главное, ее просто-напросто не получилось бы разгадать. При этом я прекрасно понимаю, что не все садятся смотреть кино, чтобы раскрывать какие-то там тайны, а поэтому предупреждаю заранее — в «Нет» очень много непонятных и, на первый взгляд, лишних сцен, которые никак не двигают сюжет. Поэтому либо вы со всем этим соглашаетесь и садитесь смотреть, думать, рассуждать и ждать, либо... будете потом писать комментарии типа «Блин, чё за бред?! Такой фигня я давно не смотрел!».
С технической точки зрения у Пила всё, как всегда, классно — монтаж и режиссура на отличном голливудском уровне, а операторской работе позавидует любой режиссер, который еще не сотрудничал с Хойте Ван Хойтемой, через объектив камеры которого мы когда-то смотрели такие фильмы, как «Интерстеллар» и «Довод».
Об уровне актерской игры многие из вас скорее всего будут спорить, однако это никак не отменяет того факта, что все основные персонажи получились интересными, колоритными и живыми.
Главной проблемой при оценке фильма вероятнее станет другое. А именно то, что всё вышеперечисленное будто варится в своем собственном соку и с большим скрипом и очень медленно тащит историю вперед. Однако истина заключается в том, что если бы Пил не сделал эту киноленту такой, какой в итоге сделал, он просто не смог бы рассказать нам то, что хотел рассказать.
А что, собственно, он хотел нам рассказать?
В чем тайный смысл фильма «Нет»?
Перед написанием этой статьи я посмотрел несколько роликов, авторы которых пытаются рассуждать о том, что же на самом деле нам рассказывает кинолента «Нет», однако ни один из просмотренных мною блогеров, как мне кажется, не смог подобраться к разгадке. Многие посчитали, что фильм окрашен в зеленые цвета — иначе говоря, он якобы касается темы животных, которых человечество нещадно эксплуатирует, за что в итоге и расплачивается. Еще один интересный момент — пара-тройка авторов отметила, что сюжетная линия персонажа Рикка «Джупа» Парка в фильме либо лишняя, либо затянута. Ох, ребят, нет, нет и нет. Новое творение Пила совсем не о том, а Джуп в нем — один из главных персонажей, без которого эта история вообще бы не получилась.
А теперь я попрошу тех, кто пока еще не успел посмотреть «Нет», попросить, чтобы ваши дети увели вас от экранов. Далее будут жесткие спойлеры.
Для начала давайте проясним ситуацию с Джупом. Напомню, что этот персонаж представляет собой владельца тематического парка, который в детстве был участником телешоу, на котором шимпанзе, играющий одну из ролей, сошел с ума и устроил на съемочной площадке настоящую мясорубку. Удивительно, но животное не убило мальчика, а, наоборот, в знак дружбы протянуло ему руку. Это событие отпечаталось на психике юного Джупа и определило всю его дальнейшую жизнь.
А теперь я хотел бы, чтобы вы ответили для себя на следующие вопросы:
- О чем линия Рикка «Джупа» Парка в целом?
- Зачем он так упорно пытался купить у главных героев ранчо?
- Почему этот парень с таким упоением рассказывал о фильме, который был снят по мотивам кровавых событий, произошедших с ним в детстве?
- Что он понял в ту ужасную ночь, когда шимпанзе пощадил его?
Итак, Джуп — это персонаж, для которого шоу — больше, чем жизнь, что-то типа религии. А самым грандиозным в его жизни событием стал тот несчастный эпизод с обезьяной. Именно тогда парень понял, что кровь и жестокость привлекают зрителей и запоминаются ими на долгие годы. Время проходит, а на громких (пусть и со знаком минус) происшествиях всё ещё можно делать деньги и создавать на их основе новые кино- и телепроизведения, привлекающие аудиторию. Когда Рикк «Джуп» Парк узнает о существовании Джинсовки, он решает использовать ее, чтобы сделать самое крутое шоу на свете.
Если вдруг вы не смотрели фильм, но хотите узнать природу показанного в нем НЛО, то я вам расскажу. Ближе к концу выясняется, что летающая тарелка, которая мучает героев, — это не корабль пришельцев, а живое существо, питающееся лошадьми, но не брезгующее полакомиться и человечиной. Потенциальной жертве нельзя смотреть этому монстру в глаза (ну или просто на него) — только пряча свой взгляд, можно спастись. Да, это настоящий хищник.
Именно для этого Джуп и скупал у главных героев лошадей и именно поэтому он хотел купить у них ранчо — ту территорию летающий монстр обозначил как ареал своего обитания. Шоумен желал нажиться на существовании тарелки, но это даже не самое главное. Джуп стремился дать людям суперзрелище, о котором будут ходить легенды.
При этом персонаж был уверен в своей неуязвимости перед лицом опасности. Он считал, что раз судьба уже уберегла его один раз во время смертельной заварушки, то сделает это снова. Он верил в свою избранность, о чем однажды заявил открыто (а еще у него был чудесный тапочек-талисман, который во время бойни стоял вертикально — не то ли плохое чудо, о котором говорил О Джей?). Но Джуп не учел одного — обезьяна не убила его, потому что не видела его взгляда. Ведь глаза персонажа были спрятаны за свисающей скатертью. Нам это показывают отчетливо.
Ну и самое главное. Что же из себя представляет эта зловещая тарелка в символическом смысле? Вы пока еще не догадались? А ведь линия Джупа должна была дать вам подсказку. Хорошо, тогда давайте вспомним, как выглядит Джинсовка, когда полностью раскрывает себя в концовке «Нет», и... какой у нее рот? Да, он прямоугольный — такой как экран кинотеатра, как телевизор, как мобильный телефон. И это, конечно же, не случайно.
Весь фильм посвящен тому, как люди излишне увлеклись шоу-бизнесом и масс-медиа. Упоминаются сериалы, фильмы, ток-шоу, ролики на известных интернет-сервисах и т.д. Люди потребляют огромное количество контента, делая его своей жизнью. Можно даже сказать, что это он нас потребляет, ибо захватывает чуть ли не 100% нашего внимания. Да что там говорить, мы и сами желаем производить что-то такое, что привлекает зрителей.
Теперь вы понимаете, что символизирует летающая тарелка, которую назвали в фильме Джинсовкой? Запахло «Generation „П“» Виктора Пелевина, не так ли? Да от «Нет» просто разит Пелевиным! Единственный способ спастись от летающей тарелки — это не смотреть на нее. Всё сходится. Да, Джинсовка — это мир шоу-бизнеса и масс-медиа, который нас ест, хоть нам и кажется, что это мы его едим. Очень похоже на нашу реальность, не так ли?
На самом деле, я допускаю, что могу ошибаться, а поэтому с удовольствием почитаю ваше мнение об этом фильме. Так что до встречи в комментариях. Наверняка в «Нет» осталось большое количество разных интересных вещей, которые я не заметил или не понял.
Что в итоге?
В очередной раз новый фильм Джордана Пила оказался гораздо умнее и многограннее, чем кажется на первый взгляд. И снова у нас кино, которое не очень подходит для масс, но они на него упорно идут. «Нет» уже успел заработать 136 миллионов долларов, а значит, режиссеру удалось опять сказать что-то глубокомысленное, что-то заставляющее размышлять, и остаться при этом коммерчески успешным. Это ли не талант?
Если вам не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью — платформа устроена так, что нам, авторам, ваши лайки очень помогают.
Читайте статьи, в которых я пытаюсь найти тайный смысл в других фильмах:
На этом пока всё. Подписывайтесь — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.