42,8K подписчиков

💀 В чем тайный смысл известного мистического триллера «Человек-мотылёк»? Измена жены вызвала монстра?

22K прочитали

А сегодня я предлагаю вам обсудить один из самых известных мистических триллеров начала 2000-х годов «Человек-мотылек», главную роль в котором сыграл Ричард Гир. В статье мы с вами попробуем посмотреть на этот фильм под необычным углом, что должно помочь нам понять его истинный смысл, заложенный в киноленту ее создателями. Так о чем же на самом деле рассказывает «Человек-мотылек»? Давайте разбираться. Осторожно, в тексте будут спойлеры!

Кадр из фильма The Mothman Prophecies. Режиссер: Марк Пеллингтон. Оператор: Фред Мерфи. Производство: Lakeshore Entertainment. Показ в России: Пирамида
Кадр из фильма The Mothman Prophecies. Режиссер: Марк Пеллингтон. Оператор: Фред Мерфи. Производство: Lakeshore Entertainment. Показ в России: Пирамида

О чем фильм?

Известный политический журналист Джон Клайн после решения о покупке нового жилища вместе со своей женой Мэри направляется домой. Неожиданно происходит авария, из-за которой женщина ударяется головой. Причиной трагического происшествия стало страшное видение — перед управляющей автомобилем Мэри предстало кошмарного вида крылатое существо с красными глазами, которое напугало ее до чертиков. Проведя обследование, врачи обнаруживают в голове супруги Джона очень редкую раковую опухоль, прогрессирующую с большой скоростью. Через некоторое время Мэри умирает. Открыв блокнот покойной, главный герой обнаруживает, что его жена была одержима монстром, которого видела перед аварией. Она посвятила существу множество жутких рисуноков.

Спустя два года Джон отправляется в Вирджинию, чтобы взять интервью у местного губернатора. По пути его машина ломается, из-за чего мужчина идет в ближайший дом, чтобы попросить о помощи. Там он узнает шокирующие новости. Во-первых, главный герой находится вовсе не на пути в Вирджинию, а в приграничном городке Пойнт-Плезант. Но как?! Во-вторых, жители этого поселения утверждают, что периодически видят таинственную темную фигуру с крыльями и красными глазами, очень напоминающую ту, которую рисовала жена Джона.

Скрытая семейная драма о неверности

Недавно мы с вами применяли один интересный метод раскрытия тайных смыслов фильмов ужасов и триллеров. Согласно его принципам, необходимо отбросить всю мистику, все хоррор-сцены и посмотреть на то, что в демонстрируемой нам истории осталось. Давайте попробуем использовать этот способ на «Человеке-мотыльке». Ну и открою вам еще одну маленькую тайну киноанализа — первые минуты в подобных фильмах почти всегда самые важные. Обычно именно в этом отрезке кроются причины всего того, что произойдет потом. Хотя многие из вас наверняка знают это и без меня.

Выскажу довольно резкую вещь — я склоняюсь к тому, что «Человек-мотылек» начинается с большого предательства. Мне думается, что Мэри изменяла главному герою. И на это есть несколько неочевидных намеков.

Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)
Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)

1. Когда Джон звонит с работы домой, нам показывают его жену в душе. Трубку она не берет, так как не слышит звонка, однако мужчина говорит немного странную фразу: «Ты дома? Нет, ты не дома». Он произносит это с печальной интонацией, причем так, будто привык к такому развитию событий. Отсюда мы делаем следующий вывод: в прошлом главного героя периодически случались ситуации, когда он ожидал застать супругу дома, однако ее там не оказывалось. Мало ли что, скажете вы. В магазин ходила, к подруге заглянула, кролика выгуливала. Верно, но скорее для обычной жизни, а не для фильма. Создатели намеренно сняли эту сцену и сознательно вставили ее в свое кино. Зачем? Чтобы сказать нам что? Какой у нее смысл? Очевидно, что режиссер создает маленькое ментальный барьер между двумя героями. Что же он символизирует? Зачем он здесь? Ну вот представьте, вы сценарист или постановщик. Какие у вас могут быть причины, чтобы показать зрителю сцену, в которой мужчина не может дозвониться до женщины и печалится из-за этого? Данный эпизод с первого взгляда никуда не ведёт и ни на что не влияет. Но он есть. Можно же было показать, как Джон разговаривает с супругой и обещает ей, что скоро приедет домой, а она этому радуется. Но нет, герою так и не удалось с ней связаться. При этом стоит отметить, что Мэри всё же была дома... на этот раз.

2. Когда супруги наконец встречаются после трудного рабочего дня Джона, то отправляются покупать дом. Но их поведение в этот момент очень подозрительное. Муж и его жена ведут себя как подростки, которые начали встречаться три дня назад. Они целуются, обнимаются и даже пытаются уединиться в кладовке. На вид им обоим по 40-55 лет. Разве ведут себя так супруги, которые уже долгое время вместе? Откуда эта страсть? Люди так не делают. Или делают? На самом деле иногда люди действительно ведут себя подобным образом. Когда примиряются. Когда преодолевают трудности. Когда вновь обретают любовь. Мне эта ситуация видится так: Джон либо знал об изменах жены, либо подозревал о них, но всё же решил простить Мэри, потому что любит ее. Отсюда и «подростковое» поведение, которое скорее всего является следствием воссоединения.

Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)
Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)

Кто-то из вас скажет: «Но я тоже с женой/мужем веду себя так же, хотя мы в браке уже 150 лет». Бывает и такое, согласен, но, во-первых, явно не у большинства, а, во-вторых, не у 40-55-летних персонажей фильмов. Режиссер мог показать пару более умеренной, однако он зачем-то сделал ее именно такой, какой сделал. Вопрос: для чего? Чтобы что нам показать?

3. Еще один важный вопрос: зачем герои вообще приобретают дом? Покупка Джона и Мэри выглядит неожиданной и спонтанной. Супруги до этого момента прекрасно обитали в другом жилище, хотя главный герой — известный журналист и скорее всего длительное время неплохого зарабатывает. Детей у пары нет. Зачем им дом именно сейчас? Один из возможных ответов — чтобы начать новую жизнь. Чтобы оставить прошлое в старом доме. Неужели есть что оставлять? Видимо, да.

4. Посмотрите на лицо Мэри в тот момент, когда супруги едут домой. Когда женщина осознает, что скоро переедет, на ее лице отражается что-то очень странное. Точно ли это радость? Она будто мысленно прощается с чем-то или с кем-то. Кажется, что Мэри осознает что-то серьезное, что-то поважнее покупки нового жилища. Еще раз: нам зачем-то показывают длительное молчание и задумчивость женщины, которая всего лишь меняет жилплощадь.

Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)
Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)

Более того, в этой же сцене Джон говорит своей жене: «Эй, не вешай нос!». Простите, что? Ребята, вы только что приняли решение о покупке дома. Почему Мэри повесила нос? Нос какое отношение имеет к этому всему? О чем персонаж Ричарда Гира говорит своей супруге? Это звучит как подбадривание провинившегося. Эй, не вешай нос, я тебя простил, начинаем новую жизнь.

5. Ну и самое главное, хоть и не последнее. Мистика — один из излюбленных приемов в кинематографе, помогающих донести до зрителя что-то на самом деле банальное и человеческое. Именно после приобретения дома Мэри видит Человека-мотылька. Почему? Что он символизирует? Я полагаю, что монстр означает либо нарастающее чувство вины Мэри (что может добавить героине щепотку симпатии от нас), либо сожаление о расставании с любовником (что добавляет в ее образ ещё больше греховности). Что бы это ни было, оно женщину и «съело». Я уверен, что Мотылек появляется именно в этот момент не просто так. Ну не бывает такого у умных режиссеров.

6. Во время своей непродолжительной болезни Мэри подозрительно много кается перед Джоном. Звучит фраза «Прости меня». За что? Прости меня, что я подыхаю, Джонни? Прости, что разрушила нашу семейную идиллию своим дурацким раком? Это очень странно, даже нелепо. Также женщина говорит: «Мне кажется, что я всё испортила». А еще: «Я хочу, чтобы ты был счастлив». Мне мерещится или эти фразы больше подходят к устам не умирающей верной жены, а осознающей свою огромную вину особы?

7. Намеки на присутствие существа, символизирующего проблемы в отношениях супругов Клайн, мы видим еще в самом начале фильма. Попробуйте посмотреть «Человека-мотылька» до конца, а затем перемотать на начало. Вы и электронный голос монстра вновь услышите, и мотыльков, слетевшихся на люстру увидите, и даже посмотрите на Джона и Мэри чужими глазами (сцена в палате). Почему же существо начало влезать в жизнь счастливой с виду четы? Думаю, неспроста. Были в их отношениях тайны.

Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)
Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)

Добавим сюда пару-тройку дополнительных вещей, которые помогут нам развить образ Мэри как изменщицы. Во-первых, у пары отсутствуют дети, а значит, у женщины нет особых преград на пути к неверности. Тем более — и это во-вторых — ее муж стопроцентный трудоголик, проводящий много времени на работе. Мы это видим в сцене, в которой босс Джона удивляется, что его сотрудник не будет присутствовать на офисной вечеринке. Начальник главного героя называет подчиненного своим лучшим работником (вряд ли этот титул достался бы за 7-часовой рабочий день с перерывом на обед) и искренне удивляется, что тот отправляется на встречу с женой (видимо, раньше это происходило довольно редко). В-третьих, Мэри явно любит себя и обожает ухаживать за своим телом и украшать его. Ее арсенал для наведения красоты показывают в самом начале довольно подробно. Опять же: зачем? Как это раскрывает ее образ? Для кого это всё, если муж всё время на работе? А если для Джона, то по какому поводу?

И вернемся на секунду к детям. Почему их нет? Не потому ли, что женщина не хотела заводить их от мужа?

У меня не остается сомнений в том, что то, что нам демонстрируют, не представляет собой типичный отрезок из жизни семьи Клайнов. Наоборот, складывается ощущение, что создатели пытаются показать зрителю новый этап — воссоединение и примирение. Который, правда, заканчивается не очень хорошо.

Вы спросите, а почему именно Мэри — изменщица? Почему не Джон? Всё-таки парня Ричард Гир играет, тот еще сердцеед, в «Красотке» зажигал. Отвечаю. Весь фильм главный герой не подает и признака того, что хоть в какой-то степени является «похотливым самцом». Спустя два года после смерти жены главный герой хранит ей верность, что подтверждается сценой, в которой он отказывается от встречи с девушкой, с которой его хочет познакомить коллега. Джон любит Мэри. Дальнейшие его действия ближе к концу фильма тоже свидетельствуют об этом.

А что там с мистикой?

Когда я написал о том, что в этой статье мы с вами посмотрим на «Человека-мотылька» под необычным углом, я немного слукавил. Угол этот довольно известен и базируется на старом добром христианском учении о силах зла. Да, это не просто семейная драма, это еще и рассказ о жителях ада.

Если опираться при анализе фильма на христианские труды, то перед нами предстанет довольно банальный вывод: мистическая сущность в этой истории — это обыкновенный демон, призванный погубить человеческие души. Так что покайтесь, дети мои, пока не поздно... то есть я хотел сказать, давайте поищем обоснования для вышеприведенного, а то вдруг я тут религиозной пропагандой занимаюсь.

1. Все, кто становятся одержимыми Человеком-мотыльком слишком сильно, умирают. В фильме есть персонажи, которые не пережили присутствия злой сущности в своей жизни, что привело их к гибели. Это Гордон и Мэри Клайн. Также в киноленте можно найти тех, кому удалось спастись, — это главный герой Джон и профессор Александр Лик. Благодаря чему же они сохранили свои жизни? Эти люди просто-напросто порвали с Человеком-мотыльком. Отказались от общения с ним. Перестали идти у него на поводу. Вывод простой. Хочешь погибнуть? Увлекайся монстром. Желаешь жить? Порви с ним. В фильме всё именно так, и на этот счет двух мнений быть не может. Разве не похоже на силы ада? Пока нет? Тогда идём дальше.

Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)
Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)

2. В христианской традиции демонов часто связывают с бессмысленными чудесами, сильно отличающимися от чудес Иисуса Христа и святых. От демонических фокусов нет толка. Они не лечат, не кормят, не спасают, не помогают, а только уводят человека с истинного пути. Вот и в кинокартине мы видим людей, которых всё это дело либо погубило, либо чуть не погубило. Все предсказания Человека-мотылька (напомню, в фильме он якобы катастрофы предсказывает) так никого и не спасли. Они оказались не нужны. Единственная, кто извлек пользу от взаимодействия Джона с монстром, это девушка-коп Конни Паркер, которая в самом конце киноленты выживает, хотя могла умереть. При этом ситуация легко списывается на божественное провидение, ведь Бог, согласно христианскому учению, и зло может обернуть благом.

3. Христианство всегда очень подозрительно относилось к попыткам связаться с умершими людьми. Спиритические сеансы считаются не столько грехом, сколько очень опасным процессом, который может погубить душу живущего. Если верить учению, то никакой связи с мертвецами в этой жизни не может быть в принципе, но зато демоны весьма охотно выдают себя за умерших. Делают они это, как вы можете догадаться, с самыми плохими намерениями. Что же мы видим в «Человеке-мотыльке»? А в нем на этот счет всё очень наглядно. Сначала Джон сильно взволнован тем, что его жену видели живой, однако в определенный момент он понимает, что встреча с ней его погубит. Ближе к концу мужчина ждет звонка с того света, но, когда тот раздается, он вырывает провод из стены, тем самым прерывая влияние, которое на него оказывал демон. Именно в этот момент главный герой одерживает над Человеком-мотыльком локальную победу.

Его новая знакомая, Конни, не скрывает то, что хотели донести до зрителей создатели этого фильма. Она говорит открыто: «Джон, это не твоя жена». То есть нам прямым текстом сообщают, что кто-то притворяется супругой главного героя. И очевидно, что это совершается не ради блага. Некто потусторонний пытается навредить людям. Ум-м-м-м-м, кто же это может быть? Наверное, эльфы? Вряд ли.

4. В момент, когда Джон Клайн вырывает из стены провод, благодаря которому на телефон звонит его мертвая жена (или тот, кто выдает себя за нее), он совершает три важных поступка. Первый — герой отпускает наконец любимую, смиряется с утратой, а значит, и с божественной волей. Второй — он рвет свою связь с демоническим миром, пытающимся его уничтожить. Третий (самый главный) — Джон отказывается от греха уныния, в котором всё это время пребывал. Именно этот грех ранее и притянул к нему демона.

Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)
Кадр из фильма The Mothman Prophecies (Lakeshore Entertainment, показ в России: Пирамида)

5. Ну и еще один штрих в картину демонизации Человека-мотылька. Помните санитара, рассказавшего Джону, что Мэри перед смертью рисовала ангелов? Когда главный герой открыл блокнот, то увидел там настоящие кошмары, которые всё это время мучили его супругу. Но почему же медработник (который, кстати, исчез довольно таинственно) назвал их ангелами? Почему не духами, не феями, не лепреконами? Да потому что это действительно ангелы. Просто падшие. Опять же, если верить Библии.

Не забудьте о том, что в самом начале фильма нам показывают именно ангела. Куклу с крыльями. Она здесь выступает в качестве противопоставления Человеку-мотыльку. А кто может быть противоположностью демона? Только ангел.

6. В начале фильма перед своей смертью Мэри сообщает Джону, что с ней что-то не так. Я уже писал выше о том, что демоны были с женщиной очень близко, когда ее жизнь подходила к концу. Она их чувствовала. Она ощущала их присутствие. Это подтверждает и вышеупомянутый санитар. Грешная Мэри понимала, что вокруг нее могут быть только демонические сущности.

Вывод

«Человек-мотылек» — это фильм о демонах, которые разными способами пытаются погубить души людей. Эти сущности умело используют грехи своих жертв (будь то уныние или похоть), играют на людских заблуждениях, удивляют фальшивыми чудесами, но в конечном итоге всегда пытаются вывести к одному и тому же — к гибели.

У меня всё. Что думаете? Если у вас есть, что сказать на сей счет, добро пожаловать в комментарии. Если ваше мнение не совпадает с моим, пожалуйста, напишите об этом. Я открыт для нового. Да и остальным читателям, думаю, будет любопытно узнать иные версии толкования фильма.

Если вам не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью  платформа устроена так, что нам, авторам, ваши лайки очень помогают.

На этом пока всё. Подписывайтесь — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.

Еще я: ВКонтакте | Телеграм