Александр Лосев, которого я предпочитаю слушать в утренних эфирах у Дмитрия Куликова, появился в середине августа, успев где-то загореть, но тряхнул не толстенным талмудом с докладами зарубежных экономистов, а заговорил стихами. А несколько дней спустя - легендами и историческими фактами в подкрепление того, о чем он говорил задолго до наступивших времен.
О том, что зеленая энергетика - сказка для наивных дурачков.
- Излагайте любопытности, - сказал Куликов.
- Начать хочу с Шекспира, - ответил Лосев. - Вилья'ма нашего.
Поскольку я тут как-то тщилась откопать нечто литературное-стихотворное насчет золота Рейна и мировых засух, прислушалась с ревностью.
Он смотрит новости про атаки на Запорожскую АЭС и вообще на всё, что делает киевский режим, и думает - откуда берется извращенная логика? Должны же быть у англосаксов какие-то вдохновляющие архетипы.
- Это Шекспир. Трагедия "Ричард III". Диалог, когда узурпатору говорят: "Зверь самый лютый жалости не чужд. Я чужд. Так значит, я не зверь. О,чудо, дьявол истину изрек. Ты кровью сыт. И кончишь кровью".
(По первоисточнику, хотя переводы везде разные: "Ты сам отверг закон людской и Божий! Зверь, самый лютый, жалости не чужд. — Я, леди, чужд. Так, значит, я не зверь. — О, чудо — дьявол истину изрек!")
- Мне кажется, это исчерпывающая логика. Но хочу напомнить, чем закончилась эта трагедия.
Действие пьесы относится к концу гражданской войны в Англии, которая длилась 30 лет. И закончилась тем, что тот самый король Ричард III, тиран, убийца, просто умылся своей кровью, его забили насмерть солдаты Генриха Тюдора. И он еще кричал на поле боя "Коня, коня, всё царство за коня!"
- Полцарства, - поправил Куликов.
- Нет, - возразил Лосев и сразил слушателей "Вестей FM" цитатой на английском. - "A horse, a horse! My kingdom for a horse!" От него уже отвернулись союзники. И всё закончилось: кто кровью сыт - тот кончит кровью.
Бои за Бахмут и "Вагнер" навеяли Александру воспоминание о тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". Пролог - "Золото Рейна". А конец - "Гибель богов".
- Сеанс культурного доминирования от Лосева, - сдался Куликов. - Я не знаток Вагнера до той глубины, которую продемонстрировал Александр. Вы мой кругозор сейчас расширили. Всегда рад, когда могу это сделать за счет других.
Я подумала, что с ведущим согласились бы многие и стала слушать еще тщательнее.
- Удивительные вещи пишут и Блумберг, и Reuters...Так вот. Пишут, что Рейн пересох. Главная водная транспортная артерия Европы. На каждого жителя по ней перевозится по 80 тонн грузов, значение Рейна колоссальное. А сейчас в некоторых местах глубина Рейна 40 см, завтра ожидается 37.
- Никакие баржи не могут поставлять сырье, товары, остановилась торговля. Низкая вода в Рейне будет стоить дополнительных потерь в экономике Германии еще десятки миллиардов евро.
Предприятия металлургической и химической промышленности тоже были завязаны на Рейн, поскольку оказалось, что в Германии не хватает железнодорожных мощностей.
За неделю до этого литературно-музыкального часа я читала европейскую прессу, но дальше прозы не пошла.
А Лосев тем временем на секунду перебежал в Великобританию.
- Удивительные вещи пишут такие гламурные издания, как "Financial Times" и "Economist". Поля для гольфа стали цвета чая с молоком. И ничего страшного - мяч по ним, вроде, даже лучше скользит. Почему я Вагнера-то вспомнил? В сюжете четвертой оперы "Гибель богов" Рейн вернется в свои берега только тогда, когда зло будет наказано.
Я пожалела, что все немцы мира не собрались у радиоприемников.
Из истории создания "Кольца нибелунга":
"Рихард Вагнер изучил много средневековой литературы, включая легенды о Нибелунгах. Опираясь на различные источники, он сложил собственную картину древней германской, исландской, скандинавской мифологии. Работа над тетралогией началась с ее финала – вначале, в 1848 году Вагнер написал либретто для "Смерти Зигфрида", впоследствии ставшей "Гибелью богов".
"Вначале была вода" - так открыл Вагнер свою мифологию.
Окончательную точку в партитуре "Гибели богов" он поставит почти через 26 лет, написав на ней: "Я больше ничего не скажу!!".
- Когда зло будет искуплено, - продолжил Лосев, - когда те, кто натворили зло погибнут, тогда Рейн вернется.
Звучало это не менее зловеще, чем 15 часов напряженной музыки Вагнера, из-за чего тетралогию слушают от начала до конца очень выносливые люди.
Лосев сказал, что европейцы стремительно теряют свою культуру и знания о ней. Но ничего - "мы им напомним". Тех, кто поддерживает нацистов, наказывает сама природа. Причем наказывает страшно.
- Где, спрашивается, дожди? Они проливаются над Атлантикой. Они огибают Европу и проливаются в зоне Канарских и Азорских островов. Всё - рыбам!
- Всё рыбам! - выдохнул Куликов.
В минувшую пятницу Лосев вновь пришел в студию "Формулы смысла". И сказал:
- По поводу культуры. Смотрел новости, как разрушают памятники, и вспомнил Чехова из "Дяди Вани": "Надо быть безрассудным варваром для того, чтобы разрушать то, что не можем создать". Весь мир сдает экзамен на варварство и неварварство цивилизации. Они разрушают не просто памятники - они разрушают собственную безопасность, собственное будущее, ту среду, в которой они существовали очень комфортно.
Астров в пьесе, в общем, говорил о лесах России, но если посмотреть на цитату из сегодняшнего дня, то, можно сказать, что Чехов предсказал экологическую катастрофу: "...гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо... Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал".
Куликов как в воду глядел, что Лосев снова будет литературно доминировать и подготовился. Ответил цитатой актера Юрия Яковлева: "Культура - не побирушка. Она дама гордая. Приходит последняя и уходит первая".
- А когда уходит культура, - подхватил Лосев, - сразу теряются компетенции в промышленности, высоких технологиях, науке. А западная наука занимается сейчас проектами, которые дают прибыль в течение трех лет. Фундаментальных новых знаний нет. (...) Мы тоже, как варвары, разрушали свою промышленность, свою культуру. И сейчас сдаем экзамен. И нельзя его не сдать.
Мировая статистика подтверждает, что все самые плохие прогнозы для нашей экономики не сбылись.
Статистику можете и сами послушать, ее было много.
Я ждала Шекспира. Но Лосев пока процитировал лишь журнал "Economist", который тоже блеснул образами: "Российская экономика и раньше была прозрачной, как сибирская метель, а сейчас вообще непонятно, что происходит".
А потом, проанализировав ситуацию на энергическом рынке Запада, сказал, что нынешние цены на энергоносители для них это - дорога в стратосферу. И искренне порадовался за них прекрасной плотоядной улыбкой.
Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Свой идеальный шторм создал себе на голову сам Запад со своей климатической повесткой:
- Удивил меня "Financial Times", который вдруг ни с того, ни с сего выдал ссылочку на статью 10-летней давности, где говорилось о том, как крупнейший банк "Goldman Sachs" лоббировал климатическую повестку еще в 2005 году. Еще сильнее лоббировал при Обаме, когда они придумали квоты на углеводородные выбросы. Придумали торговать этими квотами, понимая что этот рынок может иметь объем с оборотом в триллион долларов в год.
Торговля воздухом в буквальном смысле, подумала я. Орлы. Виртуозы. Это вам не кастрюли паять.
- И запустили климатическую повестку, вложившись в производство солнечных панелей...
Ничего личного, подумала. Проклятые капиталисты. А мы газетой "Правда" лишь мух приговаривали к пятну на стене, разуверившись в печатном слове.
... ветрогенераторов. Это они еще в 2008 году сделали. И - в Чикагскую климатическую биржу, где эти квоты и торговались.
Они продолжали печатать свои бумажки, писать для всех правила, пользоваться нашим дешевым газом и думали, что так будет всегда.
Но потом коррективы внесла пандемия, разрушив все логистические цепочки, а следом пришла пора "санкций из ада", которые должна была разрушить нашу экономику.
Европа была богатой, когда они грабила свои колонии. Гегемония США и однополярный мир позволяли им заниматься тем же самым и последние 30 лет. Александр считает, что эпоха неоколониализма заканчивается. И здесь я, простодушная домохозяйка, с ним не соглашусь.
Наш друг, настоящий потомок инков из Перу Дани, жила еще в Москве, когда в 2008 году бушевала Грузия и в полный рост вставали будущие проблемы Украины. Даже мы еще не до конца оценили, чем все это чревато. А она качала головой и говорила, когда видела постсоветское пространство, выкатывающее ковровые дорожки перед дорогими гостями с Запада:
- Что они делают! Что они делают! Из нас уже выпили всю кровь, ограбили, теперь к вам пришли.
Когда сегодня я вижу события во многих бывших республиках СССР, то не могу вынести окончательный приговор неоколониализму. У коллективного Запада на постсоветском пространстве остались огромные резервы. Калачи для встречи и ковровые дорожки в рулонах всегда наготове. Это Латинская Америка, Африка и Ближний Восток умылись кровью и уже не верят.
- Такой засухи, как сейчас, не было 500 лет, - продолжал Лосев. - И нам говорят, что это потепление климата связано с человеческой деятельностью. А 500 лет назад что было? Конкистадоры Кортеса закончили завоевание Мексики и Кортес был назначен вице-королем. Южная Европа отбивалась от турок. В России Василий III выиграл Ливонскую войну. Интересно, сколько нефти, газа и угля добывалось и сжигалось 500 лет назад? И сколько там было миллиардов населения? Нет, это естественный климатический процесс. Такое бывает.
Куликов сказал - они, похоже, сами не осознают всей глупости сложившегося положения. Ведь реки высохли и обнажили так называемые камни смерти, где обозначены метки засух, которые бывали 100, 200, 300 лет назад.
Камни показали, в частности, засуху 1616 года. Голод, неурожай.
- А что случилось через два года после этой засухи? - спросил Лосев. - 30-летняя война, которая так прошлась по Европе, что в некоторых регионах погибло 70% населения. А что было в конце XVIII века? Засуха 1785 года. Что случилось дальше? Великая французская революция. И так далее. И когда мы говорим про экзамен на цивилизацию-варварство - модель колониальная у Европы исчерпана. И развилочка перед ними узкая. Либо они вступают в нормальную конкуренцию и начинают что-то делать сами, при этом восстанавливая сотрудничество с нами - без нас им не перезапустить свою экономику, либо они будут идти в русле США, которые прикрываются ими, чтобы выиграть борьбу за ресурсы, уничтожив нас. И когда Штаты говорят, что оружие на $3 млрд, которые они выделяют, будет произведено года через три, у меня вопрос - а какая страна тогда будет назначена Украиной. Польша? Германия? Румыния? Прибалтика? Последний путь - тоталитаризм и фашизм, чего они так упорно добиваются. Серьезные экономические бедствия, обрушение среднего класса, как это было в конце 20-х, начале 30-х XX века, как раз и создают ту самую почву для возрождения фашизма.
Не случайно они поддерживают то, что происходит на Украине. Невозможно не поддерживать то, что ты сам не разделяешь. Лозунг "Германия, пробудись!", который нынче набирает обороты, был на знаменах НСДАП.
Когда стоишь перед голодным камнем, есть только один нормальный путь. Остальные - страшные. Они ведут к гибели Европы и колоссальным проблемам для всего мира.
А пока на "Титанике" играет оркестр. И некоторые пьют шампанское.
****
Мне показалось полезным рассказать вам про эти любопытные диалоги. Не все вам может показаться бесспорным, но суждения показались интересными, потому и решила с вами поделиться.
Будет о чем со своими на кухне подискутировать.