Найти тему
Mrs. Murchenko

Преодоление агрессивного поведения старших подростков

В изменяющихся макро‐ и микро средовых условиях формируются новые ценности, далеко не всегда способствующие гармонизации межличностных отношений и развивающие толерантность личности взрослеющего школьника.

Проблема преодоления агрессии приобретает все большую значимость как для крупных школ мегаполисов, так и образовательных организаций небольших городов и сельских школ, сегодня ее следует рассматривать как проблему междисциплинарного научного знания.

Старший школьный возраст является весьма противоречивым периодом жизнедеятельности человека и, в силу этого, в психолого‐педагогической науке его справедливо принято считать одним из самых сложных этапов онтогенетического развития. Ребенка старшего школьного возраста педагоги, родители часто характеризуют как: неуправляемый, конфликтный, несдержанный, агрессивный, а сам возрастной этап как кризисный, критический. В этом возрасте исключительную значимость для личностного развития ребенка приобретает процесс освоения качественно новой для него социальной позиции и социальной роли.

В этом стремлении к их освоению подросток, зачастую, сталкивается с психологическим барьером – противодействием взрослых (родителей и учителей), что характеризуется как «социально‐психологический конфликт». Его реальная (возможная) эскалация порождает, так называемые, «зоны отчуждения» подростка от родителей (семьи), от учителей (школы), от иных взрослых (неформальные группы асоциальной или антисоциальной направленности). Преодолевая «зоны отчуждения» и разрешая конфликтные противоречия в процессе реализации новой для них социальной позиции, подростки прибегают к насильственным агрессивным формам реагирования (поведения) в социальной среде, в том числе и в образовательной среде школы.

К способам коррекции агрессивного поведения можно отнести:

1) сдерживание агрессивных порывов подростка непосредственно перед их проявлением;

2) демонстрацию подростку примеров неприемлемости агрессивного поведения, проявлений физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям;

3) указание на альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания;

4) обучение конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции;

5) декларацию категорического запрета на агрессивное поведение.

"Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия учителю необходимо:
- не раздумывая разнять детей, увести разгорячившегося, разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы побыть один, пока не успокоится;
- немедленно выяснить причину возникновения агрессивного состояния школьника. Если оно было умышленно спровоцировано оскорбительным поведением другой стороны – выкрикиванием обидных слов, плевками, бросанием предметов – учинить строгий разбор поведения, применить при необходимости «шоковую терапию»,  повести дело так, чтобы обидчику впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскорбительное поведение учеников должно пресекаться самым решительным образом;
- при разборе поведения принимать во внимание не всю предысторию отношений между подростками, в которой никто и никогда не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту, поступок. Так больше шансов поступить справедливо. Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять большинство состояний, предшествующих агрессивному поведению детей" (Источник:
infourok.ru)

На уровне учебных заведений необходимо формировать корпоративную культуру, основанную на идеях патриотизма, корпоративной солидарности, принципах гуманизма и справедливости. Руководству учебных заведений следует выстраивать эффективную систему сотрудничества с правоохранительными органами и религиозными организациями.
В учебных заведениях следует практиковать открытие кадетских и казачьих классов с жесткой дисциплиной и военно-патриотической подготовкой.
Так агрессия будет перенаправлена в доброе русло, а подросток получит уроки мужества и патриотизма.
На уровне общества нужно следовать установкам новой культурной политики Российского государства, основанной на традиционных культурных ценностях, прежде всего религиозных. Федеральная и региональная власть должна обеспечить более строгий контроль над частными магазинами (в которых, как правило, продают алкогольную и табачную продукцию подросткам, что, конечно же, оказывает влияние на их поведение и психику) Государство должно выступить модератором выстраивания взаимоотношений по линии: семья – учебное заведение – правоохранительные органы – социальная защита – религиозные организации – дети и подростки.
Все вышеперечисленное – лишь малая часть того, что может существенно снизить подростковую агрессию.
Так называемое потерянное поколение молодежи преодолеет ошибки современного общества. Работать над этими самыми ошибками необходимо уже сейчас, и тогда через пару лет можно будет заметить значительный прогресс, так как подростки – это еще не сформировавшаяся до конца личность, которая в большой степени зависит от влияния внешнего мира. Совместными усилиями власти, общества, учебных заведений, семьи можно противостоять агрессии, можно воспитать новое поколение патриотов страны.