Найти в Дзене
Владимир Шилов

Восточная, как стрела прямая

Продолжим
Продолжим

Вчера начал писать про город, в котором прожил всю жизнь, хоть родился и не в нëм. В Свердловск я приехал в 4 года из Талицы, она на стыке Свердловской, Тюменской и Курганской областей. Так, что малая родина у меня южнее, там даже арбузы вызревают.

А Свердловск мне сразу не понравился. Частного сектора, в котором я привык жить, оставалось ещё много, но, в основном город был большой стройкой. Массово возводили хрущëвки и кирпичные девятиэтажки. Всё это мне напоминало какую-то игру в похожие друг на друга, нелепые кубики, в которых, наверное, люди также похожи друг на друга. Пока нашу хрущëвку на Восточной строили, я с бабушкой и мамой подселился к тëтушке, которая давно этот город освоила, снимала комнату в полуподвале напротив бани на Куйбышева и даже, на своëм заводе, смогла добиться кооперативной трëшки, чтобы перевезти всю родню в оазис цивилизации. Надо сказать, что в полуподвале мне нравилось, ближе к частному дому, как никак. А вот на пятом этаже, потом, было непривычно. Хотя высоты не боялся, мог хоть целый день на балконе простоять, если бы позволили. По вечерам там надпись светилась на гостинице Исеть: "Вперëд к коммунизму!" Читать, правда, бабушка меня научила только через год, в пять лет. Через какое то количество лет, между соседними домами пристроили девятку, снеся гаражи, на которых так здорово было играть в индейцев. Девятка закрыла мне надпись про коммунизм, а позже и сама идея коммунизма накрылась медным тазом, вместе со страной.

Тогда же, всё ещё только строилось, даже в нашем дворе не все дома были сданы. Мичурина, на которую двор выходил другой стороной состояла из частных домов, я даже дружил с пацанами оттуда. А вот Восточная, действительно была прямой, как позже напишет Новиков. Вдоль были посажены пирамидальные тополя с серебристыми листьями и не дающие пух. Их вывели в Свердловске, специально для нашего климата, не знаю, почему ограничились только нашей улицей и дальше перестали их высаживать. То, пускающее пух убожество, которым засадили потом весь город, на мой взгляд хуже диверсии. И не красиво. Дворы у нас были по четыре хрущëвки плюс девятиэтажка с магазином (в одной даже ресторан был. Серебряное Копытце, серкоп, по нашему). А у нас магазин назывался Мясо - Рыба. Почему то мясо и рыбу не помню, больше колбасу, которая вкусно пахла и пирамиды банок со сгущёнкой на витрине. Было простое сгущëное, а так же с какао и, реже, с кофе. А ещё, с бидонами, бегали за разливным молоком, правда, если нужно было совхозное, то через дорогу и в очередь. Дворы были дружными между собой, но, не дай Бог забрести в чужой район. Драки между группами дворов были ежедневной реальностью. Наши дворы назывались фашистскими, не подумайте плохо, даже намëка на идеологию, скорее, за жестокось в драке. Рядом были парковские, это возле парка Маяковского. Были Ленина 52 и Ленина 54, это два крупных двора из нескольких корпусов сталинской постройки. Серьëзные ребята были, но, чаще всего наши союзники. Противниками же были Лунка (Луначарского), Краска (Красноармейская), визовские, ну и дальше по городу. Я то мальчик домашний был, но вообще, когда двор на двор или район на район драться шли, картина страшная была, особенно на окраинах. Там не только колы применяли и кастеты. Велосипедная цепь это баловство было, в некоторых районах про цепи от бензопилы поговаривали. Сам не видел, врать не буду.

Может оттого, что шпаны, в наше время, было больше, чем правильной молодëжи, нами усиленно занимались. Клубы детские были на каждом шагу, с кружками, отвлекающими нас от дурного влияния улицы. Заведовали клубами и вели кружки энтузиасты. Фильм "Пацаны" видели? Как с нас снимали. У нас был клуб "Лира" на Мичурина, в двухэтажном особняке, по слухам, главной мамки Екатеринбурга. У нас, на кино-фотокружке был киноаппарат под 8мм плëнку и масса мультиков. И вот, вся шпана местная ходила к нам, а мы сами им мульты крутили. Это не в ютьюбе найти, здесь зарядить правильно нужно. Все, как шëлковые были у нас, это как водяное переминие в джунглях.

Много чего хорошего было. На праздники делали столы из досок, выносили стулья, закусь, выпивку и всем двором гуляли. Эх!

А ещё скажу. Екатеринбург был мелкий уездный город, без какой-либо перспективы. Свердловск же стал промышленным, научным и культурным центром, наравне с Москвой и Питером, вполне успешно тягался. У нас даже киностудия своя была, на которой многие начинали. Да Хотиненко с Балабановым бы хватило.

Чуть бы почише, да строились бы не нарушая дореволюционную купеческую архитектуру, вообше равных бы не было.