Найти тему

Две новости

Щелчок выключателя разбудил лампы. Свет пополз по стенам, и тени словно тараканы забились в щели.

‒ Товарищи! ‒ вошедший Архивариус поднял руки, привлекая внимание рабочих. ‒ Послушайте! У меня для вас две новости.

Старик резко развернулся к внезапному оратору, и, громко клацая газовым ключом, который использовал в качестве трости, захромал к нему.

‒ Слышь, ты! Молодня! А ну лампы выключи! Тебя что, не учили электричество экономить?!

Архивариус боязливо покосился на сгорбленную фигуру, и радостная улыбка превратилась в услужливую гримасу.

К происходящей у двери сцене повернулись усталые лица с лёгким намёком на интерес. Будет ли эта сцена достаточно продолжительной, чтобы передохнуть? Старик, доковылявший до архивариуса, обернулся и, увидев направленные на них взгляды, недовольно пожевал губами.

‒ Выкладывай сначала хорошую, ‒ решил он. ‒ Проблем тут и без тебя хватает.
‒ Я занимался календарями, ‒ продолжил Архивариус воодушевлённо, ‒ и знаете что узнал? У нас как раз сегодня праздник! День прогресса!

Едва различимые шепотки на рабочих местах окрепли сливаясь в единый поток многоголосого гула. Старик въедливым взглядом осмотрел проступившее на лицах трудяг удивление, и тяжело вздохнул. И тут же тоже выдавил улыбку.

‒ Что ж, хороший повод, канцелярейка. Такой день и правда не грех отпраздновать. Так, вот ты, малой, как там тебя? ‒ указал он разводным ключом на ближайшего к нему паренька. ‒ Давай, мухой на склад. Тащи сюда бидон с водой. Ай, ладно, в честь праздника и соль с сахаром захвати. Та и галеты, пожалуй, даже.
‒ Старик, какой бидон, какой сахар? ‒ раздался возмущённый возглас с дальнего конца помещения. ‒ Это нам что, опять из-за какого-то там дня пайки урежут?
‒ Ша! ‒ колкий подслеповатый взгляд начальника устремился в направлении источника звука. ‒ Если мы будем забывать свои праздники, мы станем и себя забывать. Кто мы, зачем делаем, да и что вообще делаем. Забудем сами, не сможем передать детям. И однажды получим поколение, которое перестанет работать. И вымрет. Это то, чего вы хотите?

Люди пристыженно опустили взгляды.

‒ Давай малец, одна нога здесь, другая там, третья тоже здесь.

Парнишка сорвался с места и кинулся мимо архивариуса к выходу. Он так быстро перебирал ногами, что порой казалось, у него их и правда три. Вдруг с той же стороны, откуда донёсся первый выкрик, вновь прилетело:

‒ Старик, а может, мы тогда хоть из запаса лежебок немного возьмём? Ну не всё же нам голодать? Мы же работаем как-никак.
‒ Что?! ‒ хромой вприпрыжку поскакал между расступавшимися перед ним рядами людей, грозно громыхая ключом. От него в ужасе отпрянул и распластался по стене детина раза в два выше. ‒ Что ты сказал? Ты что, забыл три закона работы техника?!

Старик тыкал кривым костлявым пальцем почти в самый нос несостоявшегося бунтаря. А после обвёл грозным взглядом столпившийся вокруг народ.

‒ Вы что, совсем с ума посходили? Эти, как вы их называете, лежебоки — гарант нашего процветания. В будущем. Они не такие, как вы. Они все лучше всех вас. И меня. Образованные люди. Интеллигенты. И только они знают, что делать, чтобы мы зажили счастливо. Чтобы наши дети росли под чистым небом, а не под… ‒ и он раздражённо ткнул концом ключа в замызганный, покрытый переплетениями труб потолок. ‒ Ещё раз услышу такие разговоры, повышу норму работы в полтора раза. Чтоб времени на такие мысли не было.

Раскрылась дверь и влетел мальчишка, которого посылали за праздничным угощением. Трудяги тихо переговариваясь, сдвинули столы в центре цеха, и встали по периметру. Во главе заняли место Старик, и принёсший добрую весть Архивариус. Люди выставили на стол раскладные металлические стаканчики.

Паренёк обошёл стол, наливая каждому в стаканчик воду почти до краёв. Старик из контейнера раздавал стоящим поблизости завёрнутые в промасленную бумагу брикеты, и дальше они двигались по цепочке из рук к дальнему концу. Когда каждый получил своё, все вскрыли свои брикеты, и высыпали в воду немного сахара и соли. Тщательно размешали и подняли стаканы, отставив локоть.

Старик взял слово.

‒ Товарищи. Коллеги. Сегодня знаменательный праздник. Наверное, самый важный из всех праздников. День прогресса. Ведь всё вокруг нас напоминает нам о прогрессе. О высочайших достижениях нашей науки. О том, в каком светлом будущем мы живём, и каких умопомрачительных высот достигли. Ура, товарищи!

Единым движением люди за столом опрокинули в себя немного подслащённую и подсоленную воду, и тут же закусили пресными хрустящими хлебцами, также лежащими в полученных брикетах. На лицах проступили блаженные улыбки. Старик сжал плечо Архивариуса сухой ладонью.

‒ Ну, канцелярейка, ты молодец. Подсластил горечь. Теперь давай плохую новость.

Архивариус серьёзно осмотрел собравшихся. И вдруг расплылся в улыбке.

‒ А нет плохой новости. Сегодня обе они хорошие. Товарищи, мы долетели! Помните, мы в позапрошлой пятилетке работали, чтобы манёвр сделать? Вот, тогда гравитационная катапульта нас в полтора раза быстрее расчётной скорости разогнала. И сегодня, в день прогресса, мы вышли на орбиту планеты земного типа. Не нужно больше экономить, и постоянно чинить корабль. И можно выводить из спячки лежебок. Можно начинать строить колонию! Ура, товарищи!

Секунду стояла гробовая тишина, словно отсек оказался разгерметизирован и в нём не осталось воздуха. Но вдруг рабочий цех взорвался радостными криками. Секунду спустя техники обнимали друг друга, заглядывали в глаза, целовали в щёки. Десять минут спустя толпа техников ввалилась в обзорный зал, где у панорамного иллюминатора уже стояли навигаторы. Радостные возгласы сменились благоговейной тишиной. Перед ними медленно плыла в бесконечности космоса голубая планета.

Автор: Игорь Лосев

Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ

#рассказ #фантастическийрассказ #космос