Совершенно не претендуя на то, чтобы чётко определить, что же такое любовь, хочется рассмотреть это чувство с позиции Логотерапии.
Любовь по Франклу является соэкзистенциальным, сотворческим актом, который выходит далеко за пределы только влечений и желаний. В логотерапии любовь определяется не только как непосредственный, но и как изначально человеческий феномен.
Несколько тезисов Логотерапии о любви
А) Любовь располагается на трех уровнях. Для того, что называется любовью, необходимы все три уровня.
На сексуальном уровне человек получает сексуальное возбуждение видя сексуальность другого. Другая личность может быть заменена другими "возбуждающими" личностями.
На эротическом уровне человек чувствует эмоциональное волнение благодаря определенным качествам и чертам характера другого. Человек влюблен, но он любит скорее типаж, чем личность.
На уровне собственно любви любящий проникает в саму суть человека и воспринимает ее в ее неповторимости и уникальности. Человек любит не то, что другой изображает , а то, чем он является. Таким образом, этот человек для него незаменяем.
Проблемы между партнерами в любви часто связаны с тем, что оба имеют различные представления о любви, и понимают под любовью только какой то один или два из уровней.
Если же кто- то живет без партнера, это не значит, что его способность любить не нужна или не может раскрыться. В кругу друзей, знакомых, коллег, родных также важна любовь, которая не равна уровню сексуальности.
Б) Любовь не исчезает со смертью
любимого человека
Франкл: "Пока духовный акт имеет свое действие, он имеет его навсегда. Таким образом, настоящая любовь как способность увидеть Тебя таким, каким Ты являешься, остается не подверженной изменениям, которые касаются телесной сексуальности или душевной эротики."
Смерть может уничтожить существование человека, но не то, каковым он является - любящий наблюдает и принадлежит безвременной сфере. Любовь - это больше, чем чувственное состояние, это намеренный акт и то, на что направлен этот акт, есть сущность другого. Любовь не привязана к телесному (ни к сексуальности, ни к телесной близости, ни даже к тому, жив ли другой).
В) Не может быть «несчастной» любви.
Любовь к другому в любом случае является обогащением, даже тогда, когда этот другой не принимает любовь. Следовательно, Франкл считал, что нет "несчастной любви", ее не может быть по определению, иначе она есть противоречие самой себе. Потому что либо не любишь (тогда можно стать несчастным из- за отказа другого) или любишь и обогащаешься.
Было бы также совершенно неправильно утешать человека, который страдает от любовной тоски, тем, что есть другие люди вокруг, так как он оплакивает кого-то неповторимого, того, кто для него незаменим. Утешить можно лишь тем фактом, как он был одарен благодаря любимому человеку, даже если это было не навсегда.