Совершенные формы и отсутствие содержания.
Крайне незаурядная декадентская элегия питерского режиссёра Олега Тепцова «Господин оформитель» 1988 года пронизана атмосферой серебряного века, безусловно, кино-поэзия, самобытное и ни с чем несравнимое кино. Современному зрителю картина дастся нелегко. Да, кино на первый взгляд может показаться слишком претенциозным, оторванным от человека мирского, местами наивным и даже нелепым, но во всей этой угловатости столько чистого порыва, поиска и отважности, что можно только позавидовать тому, насколько режиссёр, даже в самые неоднозначные для кино времена сумел выйти из рамок, попытаться сделать своё кино, не оглядываясь на превалирующие в кино того времени остросоциальные темы, разбор морали и нравственности позднесоветского человека с его падшими идеалами, растоптанными мечтами о том, что завтра прибудет тот самый новый дивный мир. К тоже это дебют Тепцова в тандеме со сценаристом Юрием Арабовым.
«Господин оформитель» - это кривое зеркало, сквозь отражение в котором главный герой картины Платон Андреевич, в исполнении актера Московского театра на Юго-западе Виктора Авилова (тот самый Граф Монте-Кристо в «Узнике замка Иф», имеющий, кстати, явное сходство с Блоком) со свойственным ему запалом и темпераментом, стремительно теряет свои черты, лишившись возможности четко разграничивать что есть реальность, а что вымысел. Художник с Галерной, господин оформитель для досточтимых господ. На стенах его мастерской красуются бельгийские розенкрейцер и бельгийский прерафаэлит, с которыми советский зритель в те времена был совсем незнаком. Браслет в виде змеиных колец на руке куклы - копия того, что был сделан по эскизу Альфонсо Мухи в виде змеиных колец для Сары Бернар.
Изначально, Юрий Арабов и Олег Тепцов задумывали картину как короткий метр, в основе сюжета которого фабула рассказа Грина «Серый автомобиль», но в итоге они превратили материал в гигантское полотно, на стыке ужасов и мистификации, с элементами пероманса в стиле ар-нуво, в тончайшем нуарном палантине. Критик Нонна Ермилова свидетельствует, что после показа дипломной работы Тепцова в Ленинградском дворце молодежи, «зрители, выходящие к микрофону, в один голос заявляли автору: «Нам не надо такого Грина!».
Жизнь Платона Андреевича стала произведением искусства буквально ожившим. Созданный им манекен без лишней магической атрибутики, без заговоров и заклинаний ушёл из витрины, кукла превратилась в жену богатого мужчины, она ловит бабочек, говорит как Елена Соловей в «Рабе любви», есть в этом во всем ещё и что-то набоковское. Встреча на мотыльковой лужайке художника и его ожившего творения, именуемой теперь Марией - это одна из самых возвышенно невесомых киногеничных сцен между мужчиной и женщиной.
Платон Андреевич пытается разглядеть в этой бездушной кукле призрак своей возлюбленной натурщицы чахоточной Анны, бегая почти в лихорадке по кладбищам Питера, в надежде отыскать не могилу, а может и не саму.
Картина эклектична, не лишена мачизма, особенно в столкновении Платона Андреевича и мужа куклы Марии надменного Грилье, в исполнении Михаила Казакова.
Литературный текст Арабова включает в себя помимо Грина целый комплект литературных текстов Жака Казота, Эдгара По, Оскара Уайльда. Арабов вообще любил обращаться к классике, экран заучим и адаптациям.
Трагическая судьба юной натурщицы Анны сопоставима с судьбой героини Уайльда – семнадцатилетней актрисы Сибилы Вейн, которая при жизни «была еще менее реальна», чем сыгранные ею роли. Как Сибила Вейн живет только в своих ролях, так и Анна Белецкая, уйдя из жизни, продолжает существовать в произведении искусства.
Фильм «Господин оформитель» о безжалостности искусства и разрушительной силе красоты, которая не спасает мир, а губит его, рефлексия на тему бездушного прогресса, в котором человек из машины пожирает человека живущего.
#нашекино #тепцов