Найти тему
Культурная Карта

Как мир шагает к апокалипсису показали в фильме "Петрополис"

День российского кино, как и положено, провела в кинотеатре на мировой премьере фильма по сценарию Кирилла Фокина "Петрополис" с Антоном Шагиным и Юлией Снигирь в главных ролях. Да ещё какой кинотеатр! "Художественный" недавно открылся после реставрации. Зданию, что на метро "Арбатская", больше ста лет! Красивый холл, старинное зеркало в высоту лестницы, ведущей на 2-й этаж, в библиотеку (Некрасовка на выезде, кстати), где и книжку почитать, полистать, сделать атмосферное фото, а то и взять домой... Где-то ещё есть балкон, но я его не нашла) 

Фильм "Петрополис" произвёл впечатление вымученной философии с актуальной проблемой "властителей мира", что мнят себя таковыми и принимают решения, не думая о жизни простых граждан и глобальных последствиях. Выйти хотелось после 15 минут просмотра, что и сделали соседи справа и некоторые зрители передних рядов. Но те, что остались до конца, просмотрели все титры и аплодировали создателям. 

-2

Фильм вошёл в конкурсную программу 44-го Московского Международного кинофестиваля — "Русские премьеры". В начале авторы немногословно представили киноленту и оставили нас один на один с тем, что получилось в 2021 году, кстати. 

Действие фильма происходит в Америке, Японии и России. Ждала каких-то знакомых планов Петербурга и незнакомых, но узнаваемых видов американских стрит и японских безымянных улиц. Но нас предупредили (см. видео), что большинство сцен снималось в павильоне. Так что, ничто не отвлекает зрителя от заложенного смысла. 

-3

Итак, главный герой Владимир Огнев (и имя это особенно остро звучит из уст глав государств на контактных встречах). Его семья эмигрировала в США, где он вырос, получил образование, изучая религии мира. Всё начинается с конца, а потом резко переносится в начало 2000-х, когда у нашего героя всё в жизни отлично складывается: и блестящая научная карьера, и счастливая личная жизнь, и заманчивые перспективы после защиты диссертации. Владимир получает предложение от спецотдела ООН заняться исследованием сценария: как отреагирует человечество, если узнает, что инопланетная цивилизация существует и много лет находится в постоянном контакте с нами? 

Скажете, фантастика? Угу. До поры, до времени может так показаться читателю этой истории. Но зрителям фильма, и не герою, которого сразу показывают лежащим на полу цвета стен и бетона, уставшего от безысходности и бессилия что-либо исправить. Нет, с заданием учёный справился. Просто полученный сценарий получился каким-то явным что ли. Ну и понеслось.

Валерий Фокин, режиссёр: "В процессе создания фильма всегда надо ограничивать, театр особенно в работе с артистами. Но, если говорить про форму, мне как театральному режиссеру нравится сочетание театра и кино, тем более в этом фильме, который можно отнести к фантастике. Поэтому здесь достаточно свободное перемещение во времени и пространстве, я бы назвал эту картину путешествием по коридору своей памяти. Так что в данном случае театральность помогала и была уместна". 

Илья Овсенев, оператор-постановщик: "Мне было интересно найти сочетание между театром и кино и сделать все в одном огромном павильоне, который был построен специально для съемок". 

Артем Виткин, продюсер: "Многие российские фильмы пострадали от пандемии, однако с "Петрополисом" произошла интересная метаморфоза – в каком-то смысле пандемия помогла. Изначально планировалось снимать фильм в разных странах мира, мы даже ездили на выбор натуры в Японию. Но когда это оказалось невозможным, было переосмыслено художественное решение картины. Так родилась многоуровневая декорация в несколько тысяч квадратных метров, построенная на месте готовящегося под снос ангара. Там были и Токио, и американский бар, и домик у берега океана во Флориде. Насколько мне известно, это самая большая декорация в истории новейшего российского кино". 

Антон Шагин: "Подготовка заняла больше времени и сложностей, нежели само исполнение внутри пространства, которое было замечательно организовано нашими художниками. Нужно было пускаться в работу абсолютно бесстрашно. Мы снимали около месяца. Не было времени на раскачку, и я готовился заранее, потому что текст у меня специфический".

Владимир Кошевой: "У меня не было сложности сыграть иностранца. Я только зашел в кинотеатр, меня за него и приняли. Как сказал Валерий Владимирович, мне нужно было просто припудриться и войти в кадр". 

Джунсуке Киносита: "Валерий Фокин известен в Японии, я обожаю его работы и очень рад, что мне удалось сыграть в этой картине. Художники действительно поработали прекрасно, я был восхищен съемочным павильоном и тем, как там представили Токио. Так что хочу сказать огромное спасибо и Валерию Фокину, и всей съемочной группе за эту великолепную работу".

Анжелика ЛУКИНА,
фото автора и пресс-службы 44 ММКФ

Точка на карте: Кинотеатр "Художественный",
Арбатская площадь, 14, стр. 1, Москва.