Найти в Дзене

Халифат Ч.4. Аббасидская революция

Оглавление

Аббасидская революция 747-750 гг., также известная как третья Фитна стала концом правления династии Омейядов и началом аббасидского правления, которое стало новой вехой в истории ислама, произошло множество изменений внутри Халифата. Но для начала обо всем по порядку.

Кто такие Аббасиды ?

Аббасиды это род, родственный Пророку Мухаммаду. Основатель рода, Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб был дядей Пророка, занимался торговлей, во время деятельности своего племянника был нейтрален к исламу, не принимал участие в борьбе мусульман и курайшитов Мекки. После же поражения курайшитов, Аль-Аббас принял ислам и стал одним из помощников Пророка. Его сын Абдаллах командовал одной из частей войска Али во время битвы при Сиффине.

Внук Абдаллаха Мухаммад начал антиомейядскую деятельность. Всё началось с визита одного из потомков Али в усадьбу Мухаммада, в пути гость заболел и стал умирать, прибыв к Мухаммаду у них состоялся разговор, через несколько дней потомок Али умер. Никто не знает что точно было в разговоре, официально Аббасиды утверждали что потомок Али открыл Мухаммаду одно из пророчеств Пророка для Али ибн Абу Талиба, согласно которому род Аббасидов отомстит нынешней династии за обиды роду Али и возьмет Алидов под своё покровительство.

Организация Аббасидской оппозиции

Аббасиды соблюдали тщательную конспирацию, никто не знал кто её возглавлял, сами члены организации порой не знали кто их руководитель. Деятельность началась с 720-ых г. Местом пропаганды был выбран Хорасан, где было большое количество сил, ненавидящих Омейядов. Также были посланы эмиссары в Мерв. Долгое время, до 747 год велась пропаганда и подготовка средств, результат всего был увиден лишь сыновьями Мухаммада.

Причины краха Омейядов.

Государство Омейядов с начала 720-ых переживало тяжелые времена. Мощь Халифата основывалась на территориальной экспансии, которая прекратилась к 720-ым г.. Преемники халифа Аль-Валида I вели непродуманную внутреннюю политику, что повышало градус недовольства в стране. Более сильным было недовольство на окраинах государства, населенного неарабами.

Омейяды были сторонниками старых племенных арабских обычаев, равенства между мусульманами-арабами и мусульманами-неарабами не было. Новообратившийся мусульманин должен был примкнуть к одному из арабских племен как один из его клиентов, помощников. Он имел более низкий статус чем арабы, ему полагался меньший процент военной добычи. Соответсвенно конфликт между этими группами мусульман был сильным, чем решили воспользоваться Аббасиды.

Несмотря на ротацию Омейядами наместников, территорию халифата всё равно было сложно контролировать полностью, наместники часто своевольничали, утаивали часть доходов от казны в свою пользу.

Восстания 720-ых успешно подавлялись, но вспыхивали новые восстания, последние халифы-Омейяды не предпринимали реформ, вследствие чего ситуация лишь обострялась. Аббасидская революция это лишь последний этап всех антиомейядских восстаний, мятежей и выступлений. Фактически к 747 году халиф полностью не контролировал страну, которую раздирало множество восстаний.

Гибель Омейядского халифата

Последний халиф - Марван II столкнулся с мятежами и восстаниями по всему государству - От Испании и Магриба до Мерва и Хорасана. В Испании возникла межплеменная рознь, в Магрибе берберы восстали из-за отмены налоговых привелегий, в Аравии и Иране бунтовали хариджиты, в Мерве и Хорасане также поднялось шиитское восстание.

-2

Против Марвана II поднялся весь Халифат. До 749 года ему частично подавить выступления в Месопотамии, Сирии и Аравии. Марван действовал жестоко. Ему казалось что он в скором времени вернет под контроль весь Халифат, но внезапно восстание в Хорасане перекинулось в Иран и в Месопотамию,, шиитами был захвачен город Куфа. Теперь Марван осознал, что восстание шиитов больше чем просто мятеж недовольного населения. Его агенты смогли перехватить посланника к полководцу хорасанского мятежа Абу Муслиму, и из письма они поняли, что лидером мятежа и вдохновителем восставших был Ибрахим ибн Мухаммад, представитель рода Аббасидов. Ибрахима схватили и отправили в тюрьму, где отравили. Однако это не могло подавить столь мощное восстание. Брат Ибрахима Абу аль-Аббас Ас-Саффах принял на себя роль будущего халифа, а полководец Абу Муслим был намерен довершить начатое.

В 750-м году на реке Большой Заб состоялась битва, Марван II пытался преградить Абу Муслиму путь в Сирию, но потерпел жестокое поражение, около трехсот членов клана Омейядов были убиты, халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, Аббасиды смогли подавить небольшие очаги недовольства в Сирии и других частях халифата. В Египте Марван был убит, а Абу аль-Аббас стал халифом.

При Аббасидах халифат изменился, если раньше в культуре и управлении чувствовалось византийское влияние, то при новой династии оно сменилось на персидское. Арабы перестали быть привелигированным классом, халифат стал общемусульманским государством.

В то же время выживший Омейяд Абд ар-Рахман III прибыл в Испанию (Аль-Андалус), и смог там основать своё государство с центром в Кордове - Кордовский эмират и отделиться от Аббасидского Халифата. Стали независимыми и земли берберов в Магрибе, при Аббасидах единое исламское государство стало распадаться.