Найти тему
Репортёр

​​​​​​​​Обзор интересных репортажей недели от «Репортёра». 22-28 августа

Оглавление

Что рассказали о «Норильском душителе» его знакомые, петиция местных жителей против вахтовиков и новые подробности из СИЗО

«Он всегда был таким спокойным, отзывчивым парнем, спортивный, в волейбол играл. У меня о нем только приятные воспоминания, плохого сказать не могу ничего. Не верится, что алкоголь на него так повлиял, что его так понесло»

22 августа из окна 6 этажа здания Следственного комитета выпал 23-летний Азамат Чеджемов, «Норильский душитель», как его окрестили в СМИ, который в Норильске пытался задушить и изнасиловать двух женщин. Журналисты «СибРепорта» пообщались со знакомыми «Норильского душителя» и собрали все подробности этой шокирующей истории.

Фото: социальные сети
Фото: социальные сети

Погибшие дети и их мечты. Кого убивают обстрелы в центре Донецка

«Я не живу, а существую, у меня нет смысла жить. Понимаете? У тебя есть человечек, ради которого живешь, он бегает радуется, а потом...»

25 августа Катя Кутубаева, 12-летняя балерина, должна была ехать поступать в Академию русского балета имени Вагановой. Чтобы не потерять форму, она занималась на дому, так как занятия в школе из-за боевых действия были остановлены. В тот день занятия с девочкой проводила хореограф Галина Володина, а на улице Катю встречала её бабушка.

На месте гибели девочки, бабушки и хореографа на бульваре Пушкина сейчас образовался стихийный мемориал. Цветы, игрушки, розовые пуанты на деревьях.

Это не единственный памятник погибшим детям, появившийся за время летних каникул. До фотографии 12-летней Ники Бадиной от места, где погибла Катя, идти неспешным шагом всего 20 минут. О 10-летней Веронике Бадиной рассказывали много — девочка перенесла тяжелое заболевание крови, в лечении ей помогал фонд доктора Лизы, болезнь начала отступать.

Девочка любила танцевать, возможно, даже педагогом стать хотела, еще ей нравились животные. Она не любила на чем-то зацикливаться, ей все вокруг нравилось. На море Ника была всего один раз и очень хотела вернуться туда снова. Но не успела.

Хореограф с мировым именем Галина Володина, 12-летняя балерина Катя Кутубаева, 25-летняя волонтер Земфира Сулейманова… Жизнь этих людей, а еще множества других, оборвалась этим летом из-за продолжающихся боевых действий, в эпицентре которых по-прежнему остается Донецк. О том, какие мечты были у убитых в Донецке детей, узнала Кристина Мельникова специально для «Репортёра».

Фото: Кристина Мельникова для «Репортёра»
Фото: Кристина Мельникова для «Репортёра»

Зачем они бьют по мирным. Что мы знаем о характере украинской войны. Попытка объективности

«На войне люди склонны поддерживать те версии и объяснения, которые позволяют лучше сохранить ментальную целостность. Понятно, что беженцы, оказавшиеся на российской стороне, больше винят ВСУ и нацбатальоны, а на украинской и западной стороне — Россию. Иногда даже вопреки очевидному»

Главный редактор «Репортёра» Виталий Лейбин написал этот текст, прежде всего, для российского читателя, который склонен сомневаться и в своей, и в чужой пропаганде, для читателя, который при любых взглядах готов рационально оценивать происходящее.

«У нас есть боевая задача, мы стараемся выполнить ее успешно и с наименьшими потерями. Если есть время и возможности, кому-то поможем, но их чаще всего нет. Вот лежал мужик без ноги. Ну, мы оказали первую помощь, сообщили о нем, но как до него добраться? Так и лежал, а мы пошли вперед; что с ним стало, нет сведений».

Так говорят бойцы ДНР — участники штурма Мариуполя. Такова объективная реальность городских боев, против которой не попрешь. Обороняющиеся занимают позиции в жилых домах. Наступающие их вытесняют и занимают те же позиции. Мирных граждан из домов стараются вытеснять, но часто они остаются, а иногда им просто некуда идти — например, в том же Мариуполе целые районы оказались отрезанными от путей эвакуации. А что делать, если мирный житель в такой ситуации получает ранение?

«Хорошо, хоть не застрелили», — говорит соседка раненного Гавриила К. в Мариуполе, которой пришлось обратиться к проезжавшим мимо украинским военным.

Виталий Лейбин обращает внимание, что мариупольцы воспринимали как людей, у которых можно попросить помощь, как тех, кого российские медиа называют «нацистами», так и тех, кого украинские медиа — «орками».

«Репортер «Шпигеля» Кристиан Эш, — пишет Лейбин, — рассказывал мне, что провел 23 февраля у тогдашней линии разграничения в Донбассе с украинской стороны в компании с учителем одной из прифронтовых школ, который был уверен, что это украинские войска обстреливают районы, которые ими же контролируются. Аналогично мои киевские знакомые на протяжении многих лет, с 2014-го, полагали, что сепаратисты в Донбассе постоянно обстреливают свою территорию, чтобы дискредитировать Украину. Теперь эту риторику легко услышать в России: гибель мирных жителей всегда трактуется как провокация противника».

Виталий Лейбин никого не пытается ни в чем обвинить. Его мысль проста и гуманистична — чтобы эффективнее вести военную операцию и пытаться снизить уровень враждебности населения, нужно и расследовать вопиющие случаи военных преступлений, и анализировать качество наведения ракет и артиллерии в случае массовой гибели гражданских. Потому что даже очень лояльным России людям сложно объяснить (если вообще кто-то всерьез объясняет), почему от борьбы с США и проамериканскими украинскими нацистами больше всего страдает население наиболее пророссийских регионов Украины.

Фото: «Репортёр»
Фото: «Репортёр»

Злоупотреблении властью в Интернациональном легионе

«Эти вопросы должна решать военная прокуратура. Без комментариев. Я занят».

Резонансный материал Der Spiegel, который в «пророссийской позиции» заподозрить будет очень сложно. Участники т.н. Интернационального легиона на Украине (иностранные добровольцы или наемники — как угодно) обвиняют свое начальство в грабеже магазинов, сексуальных домогательствах и отправке в бой против российских войск без поддержки. Более 10 бывших и нынешних легионеров передали властям 78-страничный отчет о проблемах внутри подразделения, а также направили заявление в офис Зеленского, по личному приказу которого и был создан Легион. Обратной связи нет — видимо, руководство Украины все устраивает. Именно поэтому легионеры обратились в СМИ.

Обвинения касаются подконтрольной Главному управлению разведки (ГУР) части Легиона, которая, соответственно, насчитывает до 500 человек и составляет около трети всего легиона. В центре: три человека, которые помимо майора, официально числящегося руководителем, обладают неофициальной командной властью. Больше всего обвинений против некоего Саши Кучинского. Предположительно, это псевдоним известного польского бандита и насильника Петра Капусницкого, который скрывается от правосудия на Украине с 2014 года. Запрос об экстрадиции Киев отклонил. В прошлом году ему грозил семилетний тюремный срок за хранение оружия, однако его выпустили под залог, а с началом СВО он ушел в армию и все дела прекратили, даже залог вернули.

Легионеры в разговоре с журналистами говорят, что он пьяница, который оскорбляет своих подчиненных, беспокоит медиков, угрожает комбатантам, которые не подчиняются его незаконным приказам, и обогащается за счет торговли оружием и грабежей магазинов.

Канадский легионер: «Солдаты моего подразделения должны были ворваться в торговый центр, чтобы собрать мебель, электронику и всякие ценности».

Кубинский легионер: «Местные жители видели, как мы грузили мебель, и мне было очень неудобно. Было ощущение, что мы ее грабим. Я приехал в Украину не за этим».

Французский легионер: «Мне было стыдно выполнять приказ и выносить мебель и ценности из магазинов на глазах местных жителей, пострадавших от войны».

По словам корреспондентов Der Spiegel, служба военной разведки ГУР, в ведении которой находится подразделение, никак не отреагировала на обвинения со стороны участников Легиона. Запрос Der Spiegel также остался без ответа. В Офисе президента лишь подтвердили получение жалоб. Они были переданы в правоохранительные органы – у которых, по словам бойцов, давно есть сообщения о превышении полномочий, мошенничестве и нанесении телесных повреждений.

Корреспонденты утверждают, что Кучинский/Капусницкий давно был допрошен СБУ и военной прокуратурой, но дальнейших действий никто не предпринимал и он так и продолжает служить на командирских должностях.

Фото: Michal Dyjuk / AP
Фото: Michal Dyjuk / AP
Почта для связи и отправки своих авторских репортажей: rsrp.online@gmail.com
ВНИМАНИЕ: Позиция редакции никак не связана с мнением и позицией авторов материалов из обзоров. Для нас важны не субъективные мнения, а факты и наблюдения с мест событий, по которым можно восстановить цельную картину происходящего.
#журналистика #репортаж #украина #россия #спецоперация