Найти тему
Добрый Аудиофил

Laser Disk - так все таки на нем Звук Цифровой или Аналоговый? Подробно разбираемся с вопросом!

Оглавление

Всем Доброго Ох Ты Ж Ёж Ты Ж!

"Твоя песенка спета, колонки молчат, я сделала больно и покинула чат..." - Клава Кока, Покинула Чат.

Это я вообще к чему такой эпиграф привел?

Дело в том, что я недавно написал статью про Лазер Диск и Советские проигрыватели оного формата. Инженеры, что его делали знали, что там Аналоговый сигнал записан, хотя носитель там один в один Цомпакт Диск.

В формате Лазер Диск 3 размера диска. Один из них 5.25 дюйма. Его и использовали как Цомпакт Диск.

Но на нем в режиме Лазер Диск записан АНАЛОГОВЫЙ ЗВУК. И Мало того, еще и изображение тоже АНАЛОГОВОЕ!

Само собой в комментах начались терки. Мол если представление в виде единиц и нулей на диске, то как же там аналоговый сигнал-то может быть?

Терки были жесткие. Меня крыли как могли.

Но вы же меня знаете? Я если за что-то серьезное берусь, то я там все по полочкам мозгами раскидываю.

И вот сегодня статья, которая все это раскидает. Но многим инженерам будет больно!!!

Ну как говорится сам в комментариях автора подогрели. Вот он и жжет.

Хотя это БОЛЬНО это будет только окрас в начале и окончании каждой части изложения материала. А сам материал от этого не пострадает.

фото из сервиса Яндекс.Изображения со ссылкой сюда https://inetin-magaz.ru/internet-magazin/Internet-Magazin-Sidi-Diskov.html

Часть 1. Слегонца теоретического ремня всыпали.

В общем дело было давно.

Инженерам исследователям, еще на заре появления магнитной записи, нужно было записывать данные с датчиков температуры. А как их записать, если они показания раз в 15 минут меняют, выдавая постоянное значение?

Как его на ленту записать?

Придумали Частотную Модуляцию.

Это когда у вас есть некоторая несущая частота, а напряжение управляющего сигнала меняет ее частоту. Повышает или понижает.

Получилось, что на ленту теперь пишем например 500 Гц. А если температура в рост пошла, то частота станет 550 Гц. А если вниз, то 450.

Я реально видел магнитофоны с подобной задачей, которые на аудио-кассете ленту еле-еле тянули. Вот именно на 500 Гц граничной частоты.

Но тут дальше как с УПТ. Усилитель Постоянного Тока. Такие схемы тоже есть. Работают от 0 Гц.

Но что если на них подать синус на звуковых частотах? Правильно. Будет работать. Говорят половина усилков марки Техникс в 80х были именно такие. Я сам в схему некоторых лазил. Реально УПТ вместо УНЧ собран.

Да и по параметрам басы от 0.5 Гц в брошюрке указаны.

В общем народ подумал подумал. А что если это ЧМ в радио примастырить?

Ну да. В том самом. Это позволило значительно снизить чувствительность системы к помехам эфира.

Но тут народ видик в руках подержал. А там жуткая детонация в движении ленты надо сказать.

И тут такой момент. Есть в модуляциях такой параметр как Коэффициент Модуляции.

Он может быть маленький. Например 0.1 а может быть и большой. Аж до 10 единиц встречается. Но обычно в районе 0.2 - 0.8

Это показатель на сколько меняется частота несущей на максимальных границах амплитуды полезного сигнала.

И вот если коэффициент маленький, то несущая скажем 500 кГц будет меняться всего на 5 кГц. От 495 - 505. А вот если большой, то может и от 100 Гц до 999.9 КГц шпарить.

И вот вам детонация. Она ведь тоже вызывает биение частоты. Но что если мы этот самый Коэффициент Модуляции разгоним помощнее?

Правильно! Да обдетонируйся там. Это все в микровибрации амплитуды вылезет. Которые максимум что дадут это прирост в 0.01% по КНИ. И уж точно никак себя не проявят по части влияния на параметры времени, при демодуляции полезного сигнала.

Но это не все.

Есть в усилителях еще одна проблема.

Называется рост КНИ(для текущей задачи хватит анализа второй гармоники) с ростом частоты.

И вот собрали вы Операционный Усилитель. А они ведь изначально созданы как логическая единица для аналоговых логических схем.

Ну это когда у вас 2 напряжения, и нужно выделить разность между ними. Это тоже логика.

И вот эта логика управляет у вас оборотами мотора.

И тут раз. При росте оборотов, у вас вторая гармоника полезла. А она для 3х фазного мотора, обороты которого зависят от частоты питающего напряжения во что выльется?

Она же его дергать туда-сюда на удовенной частоте начнет. Т.е. создаст повышенную вибрацию.

А что если это двигатель турбины электросамолета? Его такого об землю не коротнет?

-2

фото из сервиса Яндекс.Изображения со ссылкой сюда https://mobillegends.net/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA-wikiwand

В общем на этот случай придумали кое-что.

Называется Сверх Прецизионный Высокочастотный ОУ по технологии МДМ.

МДМ - Модулятор-Демодулятор.

Суть там такая. Они берут и внутри микрухи в ЧМ модуляцию сигнал загоняют. Аж на частоте в 2 ГГц.

Ну и на выходе получают микруху, что аж до 1 ГГц работает с КНИ в 0.05%. Причем на верхней граничной частоте. И без всяких ООС.

В общем инжененеры таких схем называют ЧМ модуляцию как "Система защиты Аналогового сигнала от конструкционных особенностей тракта передачи информации".

Ну это как говорится я слегка ремня всыпал. Совсем больно будет в конце. Я там так и сделаю. Напишу "Я сделал больно и покинул чат." А дальше "Спасибо, что дочитали".

Часть 2. Баттл на кулаках.

Сейчас мы временно окунемся в атмосферу МЭИ годов 80х.

В эти времена там сам Владимир Александрович Котельников, будучи еще и не пенсионером вовсе, науку о цифровых сигналах на факультете АВТФ преподавал.

И вот Олимипиада. На ней собрались студенты и из АВТФ(Автоматики и вычислительной техники) и из РТФ(Радиоэлектронной техники)

Ну или по простому, Цифровые инженеры и Аналоговые.

В МЭИ их разделяют на 2 разных специальности и преподают на разных фактултетах, находящихся друг над другом. Только один на третьем этаже, а другой на 4м. Хотя может быть этажи путаю. А кто там учился скажут, что еще и не друг над другом они. А один направо от лифта, а другой налево.

А потом еще скажут, что и лифта там отродясь не было. И что я ни разу привратника на дверях в этом универе не прошел.

-3

фото из сервиса Яндекс. Изображения со ссылкой сюда https://banktestov.ru/test/67094

Но не суть. Главное, что лесенка на фото есть.

Сошлись значит студенты на Олимпиаде. И как раз в билете Лазер Диск.

И вопрос. А какой сигнал там. Вот взяли мы полезный сигнал. Подвергли его ЧМ модуляции. А потом полученную ПЧ в однобитовом режиме оцифровали.

Так что у нас на выходе? Цифровой или Аналоговый сигнал?

Ну и тут-то понятное дело заруба и началась. Потому, что парниз из АВТФ давай за свои цифровые сигналы гнуть. Мол Цифра там чистой воды.

А парни из РТФ.

А вот Индейская Народная Изба(Фигвам называется) вам.

Мы перед оцифровкой внедрили СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ АНАЛОГОВОГО СИГНАЛА ОТ КОНСТРУКЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАКТА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ!!! А значит сигнал там АНАЛОГОВЫЙ!!!

Да и потом. ИКМ у вас там нет. У вас там одинобитовое безобразие, не имеющее никакого отношения к функции замера амплитуды. У вас там пороговая-триггер коммутация. Ой!!! Т.е. по нашему РТФ-офовскому Пороговая Компарация.

Где вы тут цифру увидели?

И правда тут в том, что истина где-то по середине. А учебника по такой дисциплине днем с огнем.

Вернее как. Он хранится индивидуальных архивах НОУ ХАУ разработок капиталистических производителей.

Как их внутренние инженерные наработки, которые они тщательно оберегают.

Часть 3. Розги в ход пошли.

Ну учебник-то может там и хранится где-то.

А у нас, что мозги не там выросли? А давайте ка по-бырому раскидаем вопрос по полкам и тумбам?!!

Чего тут кидать-то?

Частота дискретизации у нас есть? Есть!!! Сколько?

Ну поехали разбираться. Итак.

Частота несущей аудио-потока на Лазер Диске 200 кГц. Коэффициент модуляции 0.5

Итого имеем 150 - 250 кГц девиацию частоты. Дискретизация в 2 раза выше. Итого 500 кГц.

Ну от них и пляшем.

Сначала цифровой анализ процесса.

Итак. У нас частота дискретизации 500 кГц. Сравниваем с Цомпакт Дисковыми 44 кГц и радуемся.

Вспоминаем, что Хай Рез на 192 кГц это круто, а самое крутое, что для звука сейчас есть - это 384 кГц и там вот вообще разницы от Анлогового Винила не услышать.

А тут у нас 500 кГц. Круто!!!

А что на счет глубины квантования?

Ну если по быстрому то у нас тут 1/500 000я как шаг дискретности.

А на Цомпакте 1/ 64 000я.

Т.е. у тут у нас в некотором роде эквивалент 19 Бит на 500 кГц.

Ну с точки зрения Аудиофильства шикарная весчь!!!

Часть 4. Врубили Электроток!!!

Сейчас в плане бубо будет жесть!!!

Вы цифры заметили? Цомпакт - который ни о чем, имеет поток данных в 750 КилоБит на канал.

А на Лазер Диске только 500 КилоБит на канал. Но там КАЙФ!!!

Что за дела????

Ну правда же удар током???

Это компрессия чистой воды. Аналоговая. Ну вернее даже не аналоговая. А вот именно хитрый тригонометрический гибрид реализованный в аналоговом процессинге.

Это компрессия. Т.е. сжатие с потерями.

Но давайте прикинем. МП3 дает сжатие 1:10. При том это уже ощутимо слышимое искажение звучания.

Флак дает 1:2-1:3. Там без потерь.

MQA с неслышимими потерями дает 1:4

А тут у нас 500 кГц на 19 бит это вообще-то 10 МегаБит в цифре. А мы его в 500 КилоБит закатали.

Это же сжатие в 20 раз!!!

И при том с неслышмими искажениями!!!

И при том. Сейчас будем голову ломать. Что я тут вообще искажениями называю?

Погнали.

Итак. Магнитная запись 1.5 процента КНИ на 1 кГц, и 1.8 на 10 кГц.

Винил 0.8 на 1 кГц и 1.2 на 10 кГц.

Цомпакт Диск - 0.05 на 1 кГц и 10% КНИ на 10 кГц. Ну на слух точно 10 процентов там на сложном сигнале. А каким прибором померить, когда у РМАА у самой рыльце в пушку, я и не знаю(что-то там про Мерина сейчас должно быть).

Итак. А что на Лазер Диске?

А там... 0.5% КНИ на 1 кГц и 1% на 10 кГц.

Вот и не знаю даже, что тут искажением считать?

В сравнении с Цомпактовой Цифрой на 1 кГц и правда искажения есть. У нас же компрессия.

А вот что делать с другими носителями и частотами?

Часть 5. Maxwell's Silver Hammer(привет Битлам. Хаммер - это молот).

Я конечно понимаю, что такого уровня знания доступны только Отъявленным Ботанам!!!

Но давайте все таки обобщим.

1. ЧМ-модуляция - это система защиты Аналогового Сигнала от конструкционных особенностей канала передачи информации.

Но одновременно с этим она и...

2. Мощный алгоритм сжатия гармонико-зависимой(структурированной) информации, имеющий один из самых сильных коэффициентов компрессии, с одновременным внесением максимально малых искажений сигнала.

И тут нам нужно сделать БУХ!!!

Дело в том, что это все было внедрено в бытовом, одомашненном, носителе, предназначенном для развлечения, в далеком 1978м году!!!

За 5 лет до появления Цомпакт Диска.

И тут нужно сказать, что популяция данного носителя в США и Японии вообще-то была 20 процентов населения. Т.е. в каждом 5м доме.

ВХС видик конечно добрался до 55 процентов. Но Лазер Диск был вообще-то не слабо-массовым.

Да и протянул он до 2005го года. На нем даже Русскоязычные музыканты издаться успели с несколькими концертами.

Конечно форматы данных на нем менялись. И звук там прошел все стадии эволюции аудиодорожек в кинематографе. От Аналогового до спектрально-схитрополенного цифрового много-канала, и позже до дискретного АС-3 и даже ДТС.

Но сути это не меняет. Минимум 5 лет там была аналоговая дорожка, просто потому, что в те времена других еще не было.

И по-хоршему ее конечно правильнее именовать как FM-Digital.

Но с другой стороны, с точки зрения защиты Анлогового Сигнала от цифровых особенностей тракта передачи информации...

В общем нам, что нужно сейчас понять?

Нам нужно понять, что иллюстрация этого алгоритма была первой массово-производимой технологией дискретного хранения аудио и видео информации.

Но это не все.

Бух!!!

Часть 6. Молот Тора!!!

Дело в том, что в те времена на сцену выходил новый формат инженеринга электронных систем.

А именно не пяльником в зубы всякую электронику придумывать, а готовая универсальная платка, или универсальный чумадан с платками, который под воздействием програмного когда, меняет свой функционал.

При этом кардинально поменялась психология инженеринга.

Теперь у разработчика нет дефицита деталей. И нет страха в доводке хорошо работающей системы, методом ее перепаивания, и даже простого настраивания потенциометров, и подгонки иных номиналов деталек.

Теперь он просто нажимает Ф5 и все. Схема под надежной защитой целостности и работоспособности.

Он в другом файле допиливает код, и при этом у него сохраняется первый рабочий код.

И вот тогда. В 1970х и 80х, да и в 90х. Наиболее актуальным были работы именно в этом НОВОМ ИНЖЕНЕРНОМ ПОЛЕ!

И поэтому, когда вышел Цомпакт Диск, приоритетом были поиски новых алгоритмов сжатия.

Наш ФМ-Диджитал он все таки хорош при высокой избыточности данных. И дает на выходе высокий поток данных. А вот когда нужно дожать до 60 килобит, т.е. еще в 10 раз ужаться и при том сохранить приличное качество.

Вот тут нужно уже что-то другое придумать.

И потому для этой инженерной задачи был создан иной формат хранения данных, который был наиболее оптимизирован под данный вид НОВОГО ИНЖЕНЕРИНГА.

Но так вечно продолжаться не могло. Процессы уперлись в то, что Кремний, да и вообще электрический монтаж, уперлись в частоту 4 ГГц.

Вернее сначала были и с 1 ГГц проблемы в 90х Потом их преодолели и дошли до 2.2. Потом и их до 4.7 пробили.

Но дальше все. Приехали. Может еще прорыв до 10 ГГц и случится. Но дальше нужно или в оптику уходить, или еще куда.

Одновременно с этим нас активно окружают задачи, которые и с приблизительными вычсилениями ведут себя очень не плохо.

Сегодняшнее видео со всеми компрессиями выглядит очень даже круто.

И не важно, что там половина яркостей приблизительно вычислены.

Это все равно лучше, чем видосы 90х. Особенно бытовые. Даже система MUSE на Лазер Диске дающая 2К видео, что просущствовала с 1993го по 1998й год и та хуже, чем Фулл Хд на суперсжатых видеостриминах.

Так вот. Раз мы работаем с приближенкой. То чего бы нам на наших упертых-то частотах не выйти в аналоговый процессинг?

Технологии же ж еще в 78м шикарный результат давали. На тот момент Лазер Диск был единственным бытовым носителем, что мог полное видео-резрешение телевизора использовать. Даже вещательное качество имело ограничения. И только ЛД выжимал все 720 пикселей по горизонтали. И 480 по вертикали для стандарта НТСЦ.

Так чего бы нам не сделать современный процессор, который выдаст на ЦАП на 4 ГГц чего-то там. В аналоге не отшпарит это дело и не загонит снова в ЦАП но уже ракодировав?

В общем-то пацаны из NVIDIA это дело освоили году в 2005м и с тех пор только так прогресс и двигают.

Но еще интересенее, что в первом Айфоне был проц у которого аж 120 таких преборазователей внутри стоит.

Ну и с тех пор понеслась. Сейчас таких решений в процессорах наших смартфонов до 500 штучек внутри кристалла доходит.

Это нынче называется аппаратная поддержка видеокодеков. И прочих алгоритмов сжатия.

И в общем-то с 2005го года это единственный способ снижения как весо-габаритных параметров самих процессоров, так и весо-габаритной нагрузки осуществляемой ими на источники питания.

Т.е. мобильная техника класса тонкий легкий, в кармане лежит, почти сутки на одной зарядке ходит - она сейчас вся на таком цифро-аналоговом переходе в своих алгоритмах работы... По другому сейчас никто не работает!!! 21й век на дворе. Технологии знать надо!!!

Ну а я чего?

Я сделал больно и покинул чат!!!

Спасибо, что дочитали!!!

-4

фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье