Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как кнут на мачте превратился в вымпел и крещение младенцев в корабельном колоколе

Вообще, об истории возникновения многих флотских обычаев существуют увлекательнейшие россказни, а как известно, моряки, рыбаки и охотники никогда не врут!

Вот изображение голландского корабля, сделанное китайцами при посещении им Тайваня в XVI веке:

Видите эти замечательные узкие флаги с раздвоенными косицами? Это и есть вымпелы. Вообще-то считается, что во времена, когда военные и торговые корабли не сильно отличались друг от друга, в том числе и флагами, именно вымпел показывал, что этот корабль именно военный.

Меж тем, бытует байка, что гораздо позже, в середине века XVII-го, во время первой англо-голландской войны голландский адмирал Мартен Тромп приказал привязать на мачте метлу в знак того, что он вымел англичан с моря. В ответ английский адмирал Ричард Блейк велел укрепить на верхушке мачты своего корабля кнут, как символ того, что заставит таки любителей тюльпанов подчиниться. Не удержусь от упоминания, что в ходе этих войн голландцы несколько раз изрядно наваляли просвещённым мореплавателям.

Вот, дескать, с того кнута и пошла традиция на вымпелы. Более тщательные исследования показывают, что это не более, чем легенда, а вымпелы были ещё в античные времена. Надо сказать, что на китайской гравюре вымпелы ещё коротковатые, а была мода, чтобы их длина была равной длине судна, а то и больше.

Но к 1870 году, например, самый большой военно-морской вымпел на флоте США имел максимальную ширину 20 см и длину 21 метр.

На снимке USS New Orleans 1898 года стрелка показывает только видимую часть вымпела и неизвестно, сколько скрыто надстройкой:

-2

Однако со временем при появлении большого количества различных антенных устройств длина вымпелов сократилась до разумных пределов и теперь самый большой американский вымпел имеет ширину порядка 6,5 см и длину около 180 см. У них он поднимаются в день ввода в эксплуатацию кораблей и не снимаются до тех пор, пока они не будут выведены из эксплуатации.

В отличие от флага вымпел не спускался на ночь, поэтому и изнашивался быстрее.

На советском флоте вымпел назывался "Длинный рубль" или просто "Рубль". Нести его имели право только корабли, находящиеся "в кампании", т.е полностью укомплектованные, сдавшие курсовые задачи и готовые к боевому использованию в полном объёме. А рубль здесь при том, что с подъёмом вымпела начиналась выплата 30% надбавки к жалованью, так называемых "морских".

Ну, а теперь о младенцах. Истоки этого обычая проследить не смог, известно лишь, что возник он на британском флоте. Конечно, не во всякий снятый и перевёрнутый колокол можно поместить младенца, обычно он всё же используется как чаша для крестильной воды. Не знаю, связано ли это с тем, что в своё время корабельный колокол находился в заведовании кока, который должен был надраивать его, как медную посуду на камбузе.

Вот как происходило это в 2014 году на эсминце УРО "Бейнбридж"

-3

8 июля у кулинара 1-го класса Синди Гарза из Ларедо, штат Техас, родился сын, Итан Юджин Сленц, крещенный в корабельном колоколе дьяконом Уокером Кингом из католической церкви Святого Пия X в Норфолке.

Перед церемонией корабельный колокол был снят с носовой надстройки, Кинг наполнил его святой водой и использовал в качестве крестильной чаши для церемонии.

«Это было действительно мило и трогательно», — сказал Кинг.

На церемонии присутствовало около 30 моряков и друзей, в том числе крестные родители Итана, Нэнси Гарса и Эваристо Эрнандес, а также его бабушка и дедушка, Ивонн и Рикардо Гарса. Офицеры и команда приветствовали Итана в "семье Бейнбридж", и по традиции ВМС США его имя было выгравировано на внутренней стороне колокола. Согласно военно-морской истории, именно таким образом создается невидимая связь между страной, кораблем и его гражданами.

«Спасибо всем за то, что пришли и поддержали нас», — сказал Гарза. «Для меня действительно очень важно разделить этот момент с моей семьей и моими товарищами по кораблю».

Колокол останется на корабле, пока он будет в строю, а после вывода корабля из эксплуатации станет постоянной собственностью правительства и министерства военно-морского флота США. Колокола ВМС США являются частью многих артефактов, снятых со списанных судов и сохраненных
Командованием военно-морской истории и наследия. Есть там и такое.

Вот несколько снимков подобных церемоний: капеллан Том Бингол крестит в корабельном колоколе Томаса Грейпентина III-го, сына техника по информационным системам 3 класса Грейпентина и его жены Джекки на борту USS Roosevelt (DDG 80)

-4

На авианосце USS Gerald R. Ford (CVN 78) лейтенант Джон «Джек» Карран , офицер палубного подразделения, и его жена, лейтенант Эмили Карран, отпраздновал крещение своего трехмесячного сына во время церемонии перед семьей и моряками авианосца

-5

Ну, и так далее. Кстати, крестят с использованием корабельных колоколов не только младенцев:

-6

*****

Ещё о корабельных колоколах:

Судовые колокола, которые никогда не отбивали рынду

Ну, о том, как голландцы давали прикурить англичанам на море. И не только они

О поражениях британского флота

...................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь