Очень модная по нынешним безумным временам частица «де». Десоветизация с одного края, денацификация с другого и венец борьбы с плохим из прошлого «дешайтанизация» - вроде бы церковь отделена от государства, но демоны, как известно, конституцию не читают.
Как хорошо известно из истории большую часть погибших на войне составляют гражданские – это факт и против него не попрёшь. Собственно говоря, поэтому гражданских проще всего напугать войной – им по традиции достанется по полной и самое важное, что попадая «под замес» обычные люди в большинстве своём не участвуют ни в «нацификации»,ни в «советизации». То, что называется «активная гражданская позиция» для нормальных обывателей ненужная суета, а если речь идёт о Прибалтике в целом (и Латвии в частности), то хлопот на месте хватает за глаза. И потом, если действительно провести «десоветизацию», то есть в пыль стереть всё, что нажито создано в годы вхождения в состав СССР, то помимо памятников придётся утилизировать здание Академии Наук, телебашню, мосты, остатки порта, вокзал и т.д. Сдаётся мне, что после такой чистки символом Риги станет новый магазин «Каменные топоры Гедеминаса». Понятно, что мне не тягаться с пропагандой телевизионных «гегемонов», но парой историй из жизни поделюсь.
Во-первых никаких признаков «нацификации» обнаружить не удалось. Даже телевизионная картинка с маршем винтажных газогенераторов увешанных железными крестами впечатлила не сильно – и зрителей маловато и плотное кольцо полицейских, охраняющих по большей части самих марширующих наводит на мысль, что по окончании представления все выдыхают и произносят : «слава Богу, закончилось, можно год жить спокойно».
Во-вторых эксперимент с отказом от русского языка закончился ожидаемо – никаких ограничений встретить не удалось. Суть процесса была в следующем – любая беседа в ресторане, отеле или при пересечении границы начиналась по-английски (иногда даже с калифорнийским прононсом), даже меню брали на английском, между собой же негромко общались по-русски... Результат был примерно одиннаковый – переход на русский и сочувствующий взгляд (типа «ничего себе вам мозги промыли») в ответ на вопрос об ограничении использования языка «неграждан». Но наука и поиск истины всегда требовали жертв, вот и пришлось побыть «красным параноиком».
Кстати калоши в Латвии будут звучать как galošas.
Хотя кое-что из советского опыта есть смысл взять на вооружение – я про «персональную ответственность». Тут и про «Alien passports» и про снос памятников и про другие пакости. Бороться с раковой опухолью операция хирургическая, а не войсковая (спросите у Троцкого).