Найти тему
Круто об искусстве

Приблизительно такими гримасами львиная доля человечества встречает последнее воскресенье лета.

И всегда час пик в метро 😂

Прошу любить и жаловать, это "Характерные головы" ФРАНЦА КСАВЕРА МЕССЕРШМИДТА.

Слышали о таком?

А между тем Франц Ксавер Мессершмидт (1736-1783) по сей день является одним из самых, если не самым, увлекательным скульптором эпохи Просвещения 18 века.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.

-2

Как неизвестна и точная дата начала работы над ними. Первое упоминание о бюстах относится к 1775 году, когда наш дружочек уезжает из Вены в Мюнхен, распродав почти все имущество и взяв с собой пять композиций серии.

Художник не дает зрителю никаких подсказок в виде названий, оставляя широкий простор для интерпретаций (все названия даны уже после смерти автора).

-3

Такое дело, мы привыкли к утверждению, что 18 столетие (галантный век) - это эпоха рококо, воплотившая в своем искусстве беззаботность и капризность светской жизни: "столетие париков, карет, менуэтов и треуголок" (Натан Эйдельман).

Но на самом деле 18 век куда более разнообразен, чем рамки одного только фривольного направления (Ватто, Буше и Фрагонар - не единственные мастера эпохи). Этот век многообразен: видоизменяясь, в искусстве продолжали существовать страстное барокко и строгий классицизм, зарождался сентиментализм, прогрессивная критика в лице Дени Дидро пыталась угадать зачатки реализма.

А все научное и околонаучное, ровно как и псевдонаучное, сообщества были заняты вопросом об истинной природе и эмоциональном строе человека, выходящим за рамки придворных условностей. Т.е то были попытки проникнуть в суть человеческих чувств и побуждений путем ФИЗИОГНОМИКИ.

-4

В 18 столетии, правда, царило другое слово, обозначающее в общем-то то же самое - ФИЗИОНОМИЯ (сперва его использовали в значении "искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица", затем просто как "выражение лица").

Кстати, именно благодаря физиогномике, которой по сути увлекались всегда, средневековые мастера утвердили мотив "уродцев" как бичевание пороков и преступников.

-5

В 18 веке уже никого не бичевали, галантный век далек от таких сложностей, да и классицизм, в общем-то тоже, ибо он учит жить по законам морали и нравственности, путем правильной добродетели и истинно верных (зачастую идейных) поступков.

Что я хочу сказать? Что перед нами ТЕАТР МИМИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, дирижером которого является Мессершмидт.

-6
-7

И как любой талантливый дирижер он в совершенстве владел техникой занимательно-искусно передавать МИМИЧЕСКУЮ ЭКСПРЕССИЮ или гиперболизированную мимическую характеристику. По мнению мсье Мессершмидта, существовало 64 вида гримас (а он был товарищ прогрессивный, увлекающийся различными научными теориями, медициной).

Пассаж из "Опыта о живописи" Дидро, читаем: "…поднимите только уголок рта, выражение станет ироническим, и лицо вам понравится меньше... Приподнимите ему оба уголка рта и широко раскройте глаза, пред вами будет лицо циническое…".

Кажется, именно этим и занимается Мессершмидт, однако мимические изменения в его работах выходят за рамки прозы, приводя зрителя в замешательство.

Смотрите: Мессершмидт играет с внешностью персонажей, СОХРАНЯЯ ФОРМУ НОСА и РАЗРЕЗ ГЛАЗ - черты, представлявшиеся в эстетических и физиогномических теориях того времени постоянными и наиболее важными для определения душевных качеств человека.

-8

Сохранять то Мессершмидт сохраняет, но, одновременно, и искажает эти важнейшие маркеры физиогномических теорий, заставляя персонажей щурить, косить и закрывать глаза, морщить нос, раздувать ноздри. Т.е СКРЫВАЕТ человека, замыкая его в себе самом.

-9

Но тут такое дело, если вам кажется, что лица попросту кривляются и гримасничают, производя бессмысленные и эмоционально пустые действия, то вам это только кажется - мышцы лица неспособны одновременно выполнять те противоположные мимические действия, которые изображает художник (это подтвердили исследования при помощи системы кодирования движений мышц лица FACS).

Более того, в каждом отдельном персонаже соединены признаки различных эмоций и скомбинированы они таким образом, что теряется смысл экспрессии - ее уже невозможно ассоциировать с выражением какой-либо одной эмоции.

"Головы" эти не только трудно подвергнуть физиогномическому анализу, они остаются закрытыми и с точки зрения патогномики и теории страстей: невозможно отличить постоянные морщины от спонтанных мимических изменений.

-10

Зато возможно усмотреть один прелюбопытнейшей момент: "Головы" эти могу быть связаны с практикой МЕСМЕРИЗМА (это не ругательство 😂) и лечением при помощи "животного магнетизма".

Сейчас объясню👇

В набор средств Франца Антона Месмера, именем которого и названо учение, помимо всего прочего, входили магниты и намагниченные веревки - веревка появляется на шее "Повешенного", вокруг головы "Ученого, поэта".

-11
-12
-13

Во многих работах с напряженно сомкнутым ртом между нижней губой и подбородком появляется небольшой бугорок. Особенно отчетливо это видно в композиции "Запах, раздражающий до чиха", где возвышение под нижней губой явно скрывает инородное тело.

Одно из основных положений "Теории кризисов" Месмера заключается в том, чтобы "довести всякую болезнь до крайнего ее обострения, до кризиса и судорог", поэтому "симптомы болезни, вместо того чтобы сразу же стушеваться, делаются поначалу, наоборот, резче, конвульсивнее".

Во время лечения державшихся за руки пациентов охватывал массовый психоз. Они, как пишет Цвейг, реагировали на действия врача по-разному: "одни катаются, с закаченными глазами, в корчах по полу, другие начинают пронзительно смеяться, кричать, стонать и плакать, некоторые, охваченные судорогами, носятся в пляске, как черти, некоторые… как будто впали, под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера, в обморочное состояние или гипнотический сон. С тихою, застывшею на губах улыбкою лежат они безучастно…"

Вот вам и мессершмидтовские крики, смех, конвульсии.

-14

Месмер считал, что объединение пациентов в цепь увеличивает терапевтические эффект сеанса. Мессершмидт в общем-то тоже про это - серийность.

Поэтому не удивительно, что возникновение первых скульптур принято связывать с болезнью художника, начавшейся в 1770 или 1771 году и длившейся, по утверждениям некоторых современников, три года, после которой, якобы, у Мессершмидта развилось психическое расстройство (существует предположение, что "Головы" автопортретные - создавал их художник, гримасничая сам перед зеркалом - отсюда и это ощущение семейного подобия).

Однако одновременно с работой над "Головами", он продолжал создавать строгие неоклассические портреты, получал крупные престижные заказы (бюсты членов императорской семьи Габсбургов).

-15

По сему, утверждение о психическом заболевании господина Мессершмидта вызывает массу вопросов и сомнений. Более того, эти нестыковки подтверждаются воспоминаниями современников: некоторые из них считали, что Мессершмидт стал жертвой интриг в Венской Академии изобразительных искусств, откуда его благополучно уволили.

В любом случае мы ничего не можем утверждать наверняка.

Разве что, нос у Мессершмидта воистину обрел наивысшую степень художественной выразительности.

-16