Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Саморефлексия и опробование на себе в схема-терапии. Работа по тетради Фаррел и Шоу

В телеграмм-чате сообщества ПСИХОЛОГИ.РФ (ссылки представлены в конце статьи) я веду группу самообучения и саморефлексии по тетради Дж. М.Фаррел и И.А.Шоу «Практика схема-терапии.

Взгляд изнутри» (дальше я буду называть ее «Рабочая тетрадь»). Наша группа интересна начинающим схема-терапевтам, а также тем, кто уже работает в этой модальности.

Хочу сразу сказать, что я пока не являюсь схема-терапевтом, моя специализация – когнитивно-поведенческая терапия, но интерес именно к направлению схема-терапии воззвал к активности. И я предложила заинтересованным коллегам принять участие в работе.

Мне представляется важным поделиться теми результатами, которые у нас достигнуты на сегодня, а мы прошли уже 19 модулей из 20, представленных в рабочей тетради.

С чего всё началось?

Заинтересовавшись методами схема-терапии, я наткнулась на ресурс по опробованию на себе/саморефлексии в виде данной рабочей тетради, и мне показалось очень важным проверить действие применяемых методов на себе. Прочитать это одно, прожить – это другое. Но как и указано в Рабочей тетради, эти методы нет смысла опробовать на себе в одиночку. Это делается либо под руководством терапевта, либо в группе коллег. Мы пошли по второму варианту.

Начинается работа с модуля I, посвященного созданию безопасного пространства для терапевта. Техники «пузырь безопасности» и «безопасное место» и «физическое заземление» рассматриваются в первую очередь, чтобы в случае погружения в болезненные переживания мы могли не травмировать себя, выходить в пространство после работы в устойчивом состоянии. Практика ведения модулей показала, что иногда даже мимолетное обращение к детским воспоминаниям может привести специалиста в неустойчивое состояние. Мы – хрупкие создания.

Проводя эти техники на себе, можно выбрать для себя самую действенную.

Каждый модуль предусматривает предварительное выполнение домашнего задания. Соответственно, приходя на встречу, коллегам предлагается подготовиться. Иногда при выполнении задания возникают сложности – не всегда понятно, что именно требуется. Но для этого приводятся примеры заполнения таблиц, чтобы можно было ориентироваться, какой результат должен получиться.

Выполнять модули непросто. Начинается все с уяснения собственных проблемных мест. Специалист уточняет для себя свои режимы и схемы, привычные паттерны поведения. Выясняет и обсуждает свои неудовлетворенные потребности. Это как бы выстраивание себя. Далее это будет очень важно для работы с клиентами. С возможными контрпереносами поможет справиться знание своих схем и режимов.

К 5 модулю мы должны быть готовы составить самоконцептуализацию своего случая. В тетради приведены примеры и дается готовая форма к заполнению:

Модуль 6 посвящен оценке функционирования режимов в текущей жизни. Мы рисуем цикл самомониторинга, запуск которого определяется по проявленной эмоциональной реакции. Начиная с 7 модуля, начинается планирование изменений. Чтобы изменить себя, нужно составить план!

Действия идут от осознания режимов – к составлению плана управления ими. Предупрежден – значит вооружен. Когда мы знаем, когда и какие режимы включаются у нас в ситуации, запускающей действие схемы, мы сможем с ними справиться.

Первыми в анализ попадают дезадаптивные копинговые режимы. Мы выбираем «бить», «бежать», либо «замереть». И осознаем, в каких ситуациях мы какие режимы выбираем, и в какой последовательности (возможно) они меняют друг друга.

Надо сказать, при обсуждении этих моментов на группе было много открытий. А коллеги помогали друг другу в оценке описываемого режима. Нередко, вынося на обсуждение свой случай, мы приходили к тому, что на самом деле действует не тот режим, который мы у себя определяем сами.

Больше всего впечатляет работа со своим режимом уязвленного ребенка. Все упражнения делаются по порядку: сначала экспериенциальная техника помощи некоему ребенку. Далее – техника помощи своему собственному маленькому уязвленному, потерянному ребенку.

Работа с критиком была, пожалуй, самой сложной. Но и самой продуктивной. Его рисуешь, представляешь, представляешь и своего маленького уязвленного ребенка, на которого кричит критик. Ну или выливает холодные обесценивающие фразы… Такую работу проделывали в группе. И конечно, в группе требуется определенное доверие и высокий уровень безопасности, чтобы все участники могли представить свой случай.

Итак, мы заканчиваем эту работу. Уже остался только один невыполненный модуль – на тему доступа к режиму Здорового взрослого. Укреплять, укреплять и еще раз укреплять этот режим.

Мое впечатление – эта работа дала много открытий. Интересно наблюдать за своими чувствами и осмыслением, и за этими процессами у участников группы. Даже в простом формате самостоятельной работы.

Ссылки:

https://t.me/+7ZuiiNTrnEdhYTI6

https://xn--c1ajbkobdq1b.xn--p1ai/

ваш психолог Вера Пальчевская
telegram @vera_palchevskaya_psy
whatsapp +7(916)933-06-78
vera@palchevskaya.ru

Автор: Вера Викторовна Пальчевская