Найти в Дзене
Ольга Николаева

ОДНОФАМИЛЬЦЫ

Кира Андреевна не любила свою фамилию. Собственно, сама по себе, она ей даже нравилась. Смирнова. Вполне благозвучная, переводится буквально, как «кроткие люди покладистого характера». Это не Крысина, Дуракова или Гнида (простите, пожалуйста, меня те, кто носит такую фамилию). Но уж слишком она распространённая. Куда голову не повернёшь – всюду однофамильцы. В классе их, Смирновых, было двое, в институте и того больше. В коллективе, где работает, без Смирновых тоже не обошлось. Вечная путаница и неразбериха.

- Вот выйду замуж и поменяю, наконец, на мужнину, - в своё время предавалась мечтам девушка.

Но не тут-то было. Её первая институтская любовь переросла в брак. Избранником стал Миша Смирнов. Хороший парень, спокойный, добрый. Как только по этому поводу не шутили. И что ей надо взять двойную фамилию: Смирнова – Смирнова. И что непременно выяснить, не родственники ли они… А они из разных городов.

Считается, что выйти замуж за однофамильца – большая удача. Счастье в браке, крепкий союз, здоровые дети! Это, конечно, не аксиома. Но есть в таком союзе явный плюс: не надо менять документы. Паспорт, к примеру. Это же, как представишь, что опять надо фотографироваться, сразу оторопь берёт.

Брак, действительно, оказался крепким. До поры до времени. Пока одна «красивая и смелая» не увела Михаила из семьи. А поначалу всё складывалось, как нельзя лучше. Их прекрасный союз основывался на доверии, открытости и любви к детям. Деток было трое: лапочка-дочка и два сына-близнеца.

Конечно, это был для неё сильнейший стресс. Кира тогда очень похудела. Не могла ни есть, ни спать, ни думать ни о чём. Всё валилось у неё из рук. Но мы-то знаем, что жизнь после расставания не заканчивается. Она продолжается – в детях, в профессии, в друзьях и увлечениях. Надо смириться с реальностью и принять ситуацию такой, какая она есть. А кто сказал, что будет легко?

Вот тогда она дала себе установку: быть сильной. А её сила и счастье – в детях. Кира сумела построить с ними гармоничные и доверительные отношения. Нет-нет, не всегда всё у них складывалось волшебно. Бывало всякое: и взаимное непонимание, и претензии, и обиды. К тому же подростковый возраст и пубертатный период никто не отменял. Но они, все четверо, всегда чувствовали друг друга на каком-то подсознательном уровне – настроение, состояние души… В память врезался случай, когда 10-летняя Оксана однажды сказала в ночи:

- Мамочка, не плачь. Я помогу тебе Костика и Вову вырастить.

Так тонко она ощутила её душевное состояние, когда слёзы в подушку и кажется, что силы на исходе. А она-то думала, что дочка крепко спит.

Музыкальная и художественная школы, секции и кружки – дети должны развиваться всесторонне. Всем троим дала высшее образование. Они у неё самостоятельные. В детстве помогали маме по дому, в студенчестве подрабатывали. Костя охранял платную стоянку, Володя трудился разнорабочим в пекарне, Оксана стояла у прилавка.

Её дети выросли. Впереди у них большая, взрослая и сложная жизнь.

А что же родной отец? Когда-то давно Кира запретила себе думать о нём. Ходили слухи, что с новой семьёй вернулся в родной город. Родился сын. А вскоре погиб сам. При каких обстоятельствах – ей неинтересно.

Недавно Кира Андреевна получила одно заманчивое предложение. В архитектурно-строительном институте появилась вакансия преподавателя «Архитектуры». Старенький профессор вышел на пенсию.

- Кирочка Андреевна, ну кто, как не ты, с твоим-то опытом, - уговаривал её декан, бывший однокурсник и старый приятель. – Хватит уже в своём «Гражданпроекте» юбку просиживать…

- Да я уже прикипела, приросла к своей работе за 30 с лишним годков. Как же, вот так вдруг, взять и поменять кардинально свою жизнь?

- Решайся. Пришло твоё время передавать опыт молодым.

Согласилась не сразу. Сначала она испугалась. Это же спецпредмет, и ответственность на ней, если согласится на предложение, будет огромная. Студенты – народ любознательный, и подчас их вопросы могут застать врасплох. Чтобы завоевать у них авторитет, нужно быть экспертом в своей области, глубоко знать и понимать свой предмет. Быть в курсе всех нововведений. И, конечно, уметь доходчиво излагать материал. А ведь всё это у неё есть. И всё это, как будто, про неё. Так что здравый смысл в итоге возобладал:

- Итак, я начинаю новую главу своей биографии, абсолютно новый период в жизни…

Какие они, её будущие студенты? Накануне Кира Андреевна засиделась допоздна, подготовилась к первому занятию основательно. Сегодня будет вводная лекция. Она сядет на своего любимого конька. Увлечённая своим предметом, она и ученикам сумеет привить интерес к архитектуре. Ведь это целое искусство.

Третьекурсники ощущали и вели себя в стенах вуза уверенно. Почти половина пути пройдена. Тот, кто не потянул учёбу, давно отсеялись. Остался крепкий костяк. Красивые, открытые лица. Смотрят на неё с неподдельным интересом.

- Давайте знакомиться. Меня зовут Кира Андреевна, - она взяла в руки журнал. – Авдеев Игорь, Акимов Александр, Васин Сергей, Гацук Николай… Смирнов Михаил…

- Ну вот, ещё один однофамилец, - промелькнуло в голове.

Она мельком взглянула на него. О боже! Перед ней во весь свой большой рост стоял Михаил, её бывший муж. Тот же поворот головы, та же смущённая полуулыбка. Сомнений не было: это ЕГО сын! Можно даже не спрашивать отчество. Это же надо было так природе постараться! Копия отца… Их совместные дети, все трое, больше похожи на мать.

Новая работа увлекла, поглотила целиком и полностью. Однако Мишу она из своего поля зрения не выпускала. Навела справки. Оказалось, что студент он так себе. Учится на троечки, хоть и твёрдые. Случается, что и занятия может пропустить без уважительной причины. По её предмету успевает еле-еле. Курсовая работа совсем сырая. Выбрал институт не по своим силам. Он, скорее, гуманитарий, и техническая специальность ему «не по зубам». И парень-то он хороший. Но, как говорится, хороший человек – это не профессия.

В летнюю сессию экзамен по Архитектуре он завалил. Она могла, наверное, поставить ему «удовлетворительно», но не сделала этого.

Что это было? Объективная и справедливая оценка его знаний? Предвзятость по отношению к отдельно взятому студенту? А, может, это элементарная женская месть? Месть когда-то отвергнутой женщины? Бывшему мужу, сопернице, всем им, вместе взятым… Но ведь столько лет прошло. Хотя месть – это блюдо, которое подают холодным. И у неё нет срока давности. Но при чем здесь сын? Он ведь ни в чём не виноват. И не должен отвечать за грехи взрослых…

После нескольких неудачных попыток пересдать экзамен Миша Смирнов был отчислен из института. Осенью его призвали в армию.