Я сразу уснула, но потом проснулась. Чувство какой-то неясной тревоги не покидало меня. Когда вышла на кухню, там горел свет. Женя сидел за столом. В стакане была водка, он был пьян, пепельница полна окурков.
– Зятёк, ты что-то припозднился. Скоро на работу, а ты не в форме.
Женя оглянулся. Взгляд его был диковато-испуганным.
– Знаете, мама, а я ведь Юрку зарезал.
– Да что ты мелишь, дурья я твоя голова? Перепил. Иди спать, такими вещами не шутят!
Вскоре Женя ушёл, а я легла и долго не могла уснуть. Тревога мучила меня до утра. Утром я взяла девочек Любы, и мы решили пойти к ним. Женя ушёл на работу.
Когда пришли дверь, была открыта. В кухне на столе стояла недопитая бутылка, лежала колбаса. Открытая баночка консервов валялась на полу. Юры нигде не было.
«Наверное, на работе», – решила я.
Я зашла в спальню и увидела Юру. Он лежал лицом к стене, укрытый одеялом.
«Вот мужики дурные, вечно выдумывают что-то».
– Алёна, детка, разбуди папу, а я пойду готовить завтрак.
Внучка вернулась быстро. Я только чайник успела на плиту поставить.
– Бабушка, а он не встаёт. И на одеяле кровь.
Я испугалась и бросилась к кровати. Когда откинула одеяло, вся постель была пропитана кровью.
Я вызвала милицию. Следователь, опросив меня, стал проводить осмотр. Началось следствие, орудие убийства не нашли, отпечатков тоже.
Мне сказали, чтобы я не уезжала и задержалась на некоторое время.
«Неужели Женька? Просто не верится. Они ведь друзья. Конечно, оба вспыльчивые, но ведь никогда не доходило даже до драк, не говоря уже о таком», – думала я.
Когда допрашивали Женю, он всё отрицал. Следствие затягивалось, никаких улик не нашли. Все эти дни я наблюдала за Женей и всё больше убеждалась, что его поведение странное. Я была уверена, что он знает что-то, но не говорит. Зять стал раздражительным, похудел, часто курил, особенно после похорон. Марина родила мальчика, он тоже как-то спокойно отнёсся к этому. Особой радости не было видно, а ведь он так ждал этого ребёнка.
Мне разрешили уехать домой. Когда приехала, то рассказала Вере случившимся, но о том ночном разговоре с Женей я умолчала.
Если даже он убил Юру, что хорошего, если я расскажу? Его посадят и что будет? Одного убили, другой в тюрьме, а кто будет растить детей?
Прошло около двух месяцев. Однажды Вера пришла с работы и принесла почту.
– Мама, а тебе повестка в суд. Наверное, свидетелем.
Когда открыли и прочитали, то оказалось, что не свидетелем, а соучастником. Я так и села.
Потом выяснилось, что Женя не выдержал, пошёл в милицию и дал показания. Он весь измучился, похудел, не спал ночами, вставал мокрым от плота, почти ничего не ел. Его преследовали тяжёлые сны. Спустя эти два месяца я его не узнала. Когда следователь спросил его, кто знал о преступлении, он честно ответил: «Только тёща».
«Значит, вы его убили по сговору?» – уточнил следователь.
Женя упал в обморок и ничего не ответил. На суде прокурор просил, чтобы Жене за убийство дали 12 лет строгого режима, а мне за укрывательство 7 лет.
Выступил мой адвокат. Он сказал: «Женщина, тёща, виновата, не спорю. Она, безусловно, заслуживает наказания. Однако, учитывая, что без отца остались три несовершеннолетних ребёнка, она больше принесёт пользы, воспитывая и помогая вдове. Семь лет строгого режима она может не вынести с её болезнями».
Суд удалился на совещание. Когда вернулись, огласили приговор. Жене так и оставили 12 лет строгого, а мне дали 8 лет без права выезда. Теперь я должна ежедневно отмечаться в милиции. Часть пенсии отчисляется детям. Вот в каких условиях я нахожусь. Участковый частый в гость в нашем доме. Утром в 8:30 и вечером в 20:00 я хожу на отметку.
И все же я благодарна за такое наказание. Все сбережения я потратила на адвоката и справку о моём здоровье. Вот уже пять лет я отбегала, теперь осталось еще 3 года.
Мне и в страшных снах не виделась моя старость.
Объявили о посадке на электричку.
– Ой, Галина Максимовна, я была очень рада вас увидеть, но нам пора. Пойдём, Алёнка, побыстрее. До свидания, может, ещё свидимся.
– До свидания, Ольга Михайловна.
Ольга Михайловна, взяв девочку за руку, быстро вышла из зала, а Галина Максимовна долго смотрела им вслед.
«Вот уж, действительно, от тюрьмы сумы не зарекайся», – подумала она.
Бывает так, что нежданно и негаданно можно пострадать, за то, что совершили другие, а ты, из благих побуждений, просто умолчал об этом.
Список рассказов
Рассказ "Не зарекайся". Часть 2
Начало / Следующий рассказ "Орел"