Наталья с детства росла девчонкой ветреной. На уме одни женихи да гулянки. С детьми ей прямо повезло: уроки сами, по дому все сами. Даже на собрания в школу она никогда не ходила, потому что на детей не жаловались, но и не хвалили. Было как-то пару раз в начальной школе, но Натаха не придала этому значения. Вероника выросла девочкой серьезной, слегка полноватой. Она-то в основном и занималась воспитанием сестры Вари, но та её не очень праздновала. Варя - стройная большеглазая блондинка - в 15 лет встретила большую любовь и уже в 16 вышла замуж, благо мать была не против. А потом пошло - покатилось: каждый год Она рожала по малышу. Её муж был не против этого: зарабатывал он достаточно, детей тоже очень любил, поскольку сам был единственным в семье.
Вариной маме было по-прежнему не до неё. Она предавалась веселью и разгулам - будний день от праздника отличить не могла. И как её Варя только ни просила одуматься, так уж ей хотелось поговорить с мамой о потайном, о женском. Но нет, словно сиротой осталась. А проблема Варина все росла - не знала она или не могла прекратить рождение детей. Те способы, что предлагали в женской консультации , на неё не действовали, а других она не знала.
А муж детей любил, возился с ними целыми днями и в Варины проблемы вникать никак не хотел, ни к чему они ему. Одумалась Натаха только тогда, когда Варя родила восьмого ребёнка. Наташиного мужа к тому времени посадили в места не столь отдаленные, а одной тусить интереса не было. Нет-нет, пьяной ни Натаху, ни её мужа никогда не видели, а вот навеселе они были почти всегда. Их жизнь - постоянный праздник, и денег к тому же в достатке. Прямо позавидуешь.
Тут-то до неё дошло: как же живёт её дочь с восемью детьми в двухкомнатной квартире. Наташа - женщина не бедная, аккуратная - представить себе этого не могла. И открылась в ней внезапная любовь к внукам. Повзрослела, поняла, что дети уже выросли и пропустила она часть своего материнства, не воротишь теперь. А у Вари беда, мужа посадили. С восемью детьми даже погулять выйти сложно, сама на улице не бывает, побледнела, похудела, да и рождение детей истощило её и к тому худенькую и слабенькую фигурку. Старшие сами гуляют, она только в окно поглядывает, младших с собой берут, а вот совсем маленькие - дома. Как только ступила Натаха в дом к дочери, закутала сразу двоих и сама на улицу вынесла, а одного уже Варе и самой под силу. Там и поговорили. Оказывается, и деньги на исходе. Ведь их Михаил зарабатывал, а то, что оставил, заканчиваются. Что делать?
Троих дошкольников бабушка сразу себе забрала, Ана не возражала. Наняла няню, садик выбила. Но это проблему не решало: детям нужен был свежий воздух, а гулять с тремя даже с няней трудно. А Варе ещё труднее.
Поехала бабуля на семейный совет, предварительно прихватив с собой свою маму, сына Дмитрия и дочь Веронику, потому как поняла, без них ей проблему не осилить.
Деревня
На семейном совете решили: Наташа бросает работу, превращается в настоящую бабушку и едет со всеми детьми в деревню. На два материнских капитала купили большой просторный дом. Но и этого было маловато для восьми-то детей. В каждой комнате по две кровати. Зато воздух свежий совсем рядом: только одеть и вывести на улицу, а там старшие присмотрят.
Готовить приходилось трижды в день по большой кастрюле, благо денег хватало: присылали сын, дочери, мать. Подтянулись и бездетные тетки. Каждые выходные с пакетами продуктов они с радостью спешили в деревню. Варили, стирали, убирали. Строили горку и фигуры из снега. Весело у них , - завидовали соседи. А соседская ребятня с удовольствием играла с этой разновозрастной толпой, не разберешь здесь, где взрослый, где ребенок. Играли и завидовали, потому что с детьми в деревне играют редко. На это просто нет времени. Здесь больше работают.
Варя устроилась сразу на три работы. На каникулах троих старших забирала себе, двое ехали к сестре Веронике, один к прабабушке. И у Натальи начинались почти каникулы, только самые маленькие двое -Саша и Паша - оставались с ней. Трудно им будет без бабушки, привыкли уже.
Так бы и выжили, но нет. Пришла беда: Варя заболела серьезно. Слегла в больницу и довольно большой денежный поток закрылся. Все тяготы легли на плечи Натальи и её детей - Дмитрия и Веронику. Они по-прежнему помогали деньгами, вернее это были единственные деньги, на которые жила многодетная семья помимо той пятисоточки, которую выделяло государство на каждого ребёнка.
Следом заболел Виталька - старший внук. Хорошо, тетушки помогали, навещали в больнице, привозили продукты.
Каждый день: стирка, уборка, готовка. Но Наталья не жаловалась. Никогда. Только присядет дух перевести и скажет шепотом: устала. Услышат внуки и ну помогать бабушке. Павлик, самый младшенький, в 4 года кровать застилать хорошо научился. Так и говорил всем: "Можно я буду главным по чистоте - кровати заправлять и игрушки собирать, а все мне будут помогать?"
Два старших внука ходили за продуктами в магазин дважды в день. Старшие девочки помогали с обедами и ужинами, смотрели за уроками у младших и сами хорошо учились. А долгими зимними вечерами тянулась вереница в бабушкину спальню - пересказывать историю, географию, таблицу умножения, даже английский язык бабушка хорошо знала. Так всем подругам и говорила: "А вечером я не могу, я учусь, у нас школа"
Старший, Виталька, закончил основную школу и поступил в техникум на бюджет. О нем тоже душа болит. Звонит ему каждый день, хотя живет он теперь в городе с мамой.
Все дети учились хорошо, только Юрику учеба не давалась. Так он трудом брал, вся самая трудная работа - его, со всем справится, ничего не боится. Так у Натальи появился надежный тыл и сильный, пусть ещё малолетний мужчина в доме.
Родительские собрания Наталья уже никогда не пропускала. Видно увидел её Бог и вовремя на путь истинный наставил, вторую попытку дал, да сил горсточку подсыпал, за что благодарна она была ему безмерно.
Продолжение следует...