Найти тему
Журнал "Лучик"

О чём рассказывалось в сказках про Курочку Рябу и Репку до того, как их переделали для детей

Оглавление

Русские народные сказки, которые мы помним наизусть и читаем маленьким детям, на самом деле тщательно переписаны – К.Д. Ушинским, А.К. Толстым и другими писателями. В оригинале они мало годились для публикации, особенно – для детей.

Например, в сказке про репку нет ни кошки, ни мышки. Зато есть... Впрочем, лучше вы это сами прочтите. Вот сказка про Репку в записи фольклориста А.А. Афанасьева:

Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла но́га. Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га но́га...

И так далее до пятой ноги, с помощью которой Репку наконец вытянули.

При чём тут ноги? Вообще, "но́га" в северновеликорусских диалектах означает "сосед". Но записана сказка на юге, в Воронежской губернии... И почему не три, а именно пять "ног"? Вспоминается пословица про пятую ногу у собаки. Не от этой ли сказки она произошла? И тогда получается, что пятая нога собаке, наоборот, нужна? По крайней мере, для решения нетривиальных задач?

А вот сказка про Курочку Рябу из того же источника:

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
– Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871), собиратель русского фольклора
Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871), собиратель русского фольклора

Просвирня – это женщина, выпекающая просвиры, пресные хлебцы для богослужения. Мышка в мифологии - представитель "нижнего мира" (древнего и, как правило, населяемого враждебными человеку силами). Ну, а яйцо во всех мифах – символ мироздания. Получается: курочка снесла мировое яйцо. Получается: нечистая сила погубила мир, и сам Господь Бог в лице Церкви ничего не может с этим поделать! Вот такая сказочка...

Теперь хотя бы понятно, почему в детской сказочке старик со старухой так горько плачут – когда мышка совершила то, что перед этим безуспешно пытались сделать они сами. Пока у нас есть мир, мы его не бережём. А когда его у нас отнимают... "Что имеем, не храним, потерявши – плачем".

Читайте, если пропустили:

Почему у Мальвины волосы голубые?

Почему дочь Бабы-Яги звали Марья Моревна?

Почему туфелька Золушки была хрустальной?

Неправда, что дети не читают...

-3

Подарите им "Лучик"!

-4

Подписаться на журнал на сайте Почты России

Подписаться через редакцию журнала

Купить журнал на Wildberries

Полистать журналы можно здесь