Интересную историю прислал читатель под ником Игорь GIV, фото из интернета, прислано им же, как он говорит, очень похоже на то, что он описывает в своем рассказе:
За время службы в Афганистане под миномётным обстрелом довелось побывать трижды на разных операциях. Помню этот нарастающей шелест сверху и как "душа в пятки уходит" в этот момент. Куда упадёт не предсказуемо и укрыться от мины практически невозможно, только от осколков, если упала где-то в стороне. Но визуально как падает мина никогда не видел. За исключением одного случая.
А история была такая. Я служил связистом и был далёк от минометного дела. Хотя и жили мы с минометным взводном в одном расположении и на операциях тоже всегда были рядом.
Вовремя Панджшерской операции, были в Шутульском ущелье, это параллельное ущелье с Панджшером. Заняли очередную горку. Обустроились, выложили позиции, минометчики развернули миномёт. На противоположном хребте, где-то по середине по высоте, размещен непонятный полуразрушенный объект, дом не дом, сарай не сарай, но понятно рукотворный. Есть кишлак, в ущелье в низу, но он от нас и этой постройки далеко. Комбат, дал команду развернуть миномет и на ночь, его прицел настроить на этот объект. Ребята все так и сделали.
Когда у меня была свободная смена от связи, пошёл на позицию минометчиков пообщаться. Ещё было достаточно светло. В процессе общения, я говорю им - Мужики, ни разу с миномета не стрелял. Дайте выстрелить. Они немного подумали, и командир расчёта Миша говорит- Не вопрос. Сейчас у комбата попрошу разрешения положить одну мину, для пристрелки, по объекту, чтобы проверить правильность выставленного прицела.
Комбат даёт ему добро и он мне говорит - Бери мину и опускай в ствол аккуратно и отбегай ко мне. У них на позиции лежит несколько приготовленных мин. Я беру самую аккуратную из них, опускаю в ствол, отбегаю к нему. Хлопок, мина пошла. Мы с ним смотрим вверх. И я понимаю, что при выстреле, когда били минометчики, я саму мину никогда не видел. А тут мы чётко видим полет этой мины вверх. Она доходит до какой-то критической точки вверху и начинает падать, как тогда показалось прямо на нас. Миша меня дрожащим голосом спрашивает, а ты мину взял с доппучками...? А я, глядя на падающую мину, ему отвечаю: - С какими доппучками...?
Миша кричит - Ложись. Мы падаем на землю, мина опускается ниже по нашему гребню, даже не долетев до речки.
Ну какой втык, мы, а точнее Миша, получил от комбата, описывать не буду. Потом Миша объяснил, что среди мин были три с дополнительными зарядами (доппучки), рассчитанными на поражение цели на противоположном хребте ущелья. А я взял, обычную без них.
Вот как-то так, я погрузился в тонкости минометного дела.