- Светлана, думай о будущем, мечтами сытой не будешь! - торжественно и от всего сердца сказала Фаина за праздничным столом, где собрались родные и друзья отметить шестнадцатый день рождения ее единственной дочери.
Рыженькая девочка-подросток слушала маму внимательно и была полностью с ней согласна. Ведь перед глазами было столько порушенных судеб глупых людей! Взять хоть двоюродную сестру мамы Катерину, которая вышла замуж за однокурсника, через год развелась и теперь была грустной матерью-одиночной, вынужденной, как говорили, так всю жизнь и просидеть на кассе в магазине продуктовом — потому что какие могут быть окончание высшего образования и карьера с лялькой!
Однажды Светлана спросила у мамы — а почему бы по-родственному не помочь тете Кате, приглядеть за ее ребенком, пока она будет учиться или там, может, вещей ей передать теплых, которые еще от младенчества собственного остались? Но за это Светлане сказано было, что она — дура, что нужно жить независимо, а если кто-то не может этого, надеется на помощь, то горе ему и позорище!
Поэтому Светлана точно знала — она должна хорошо учиться и становиться на ноги, пока юная, иначе будет дурой и плохо кончит. Вот почему девочка даже лето проводила за учебниками и не тратила себя на глупости, наподобие романов со сверстниками.
Окончив школу, поступила в ВУЗ — на бюджетное место, между прочим! Кое-кто из родственников, правда, говорил, что экономистов многовато, хватит еще пару планет заселить, а следовательно, добиться в этой области успеха будет трудно из-за конкуренции, но Светлана и Фаина его не слушали. Потому что, как уточнила Фаина, так говорили от зависти!
Но не все было гладко в отношениях матери и дочери. Потому что была у Светланы одна пагубная, по мнению Фаины, страсть. Когда Светик была совсем малышкой, она просто обожала лепить фигурки из песка. Затем открыла для себя пластилин. А потом как-то раз в школе познакомилась с глиной… Девочке пришлось отказаться от карманных денег и взять на себя традиционную генеральную уборку в квартире по пятницам — все ради того, чтобы мама согласилась записать ее в художественную школу. Фаина стиснув зубы однажды пришла туда, понять, чем вообще дочь занимается. И пришла в ужас! Липкая, похожая на грязь глина превращалась в какие-то нелепые фигуры, потом их нужно было обжигать в печи, что, вне всякого сомнения, на ее взгляд таило в себе большую опасность, а потом еще нужно было все это красить… Ужас! Бессмысленное занятие, для дурачков! Но Светлана была согласна побыть среди дурачков. Потому что иной отдушины в ее жизни не было. Но с поступлением в ВУЗ это все кончилось — потому что Фаина не могла позволить чему бы то ни было мешать дочери учиться.
Светлана грустила, даже задумывалась о том, а нет ли у нее этой самой, той самой депрессии? Но Фаина разок строго с ней поговорила, напомнила про тетю Катерину, которая замуж вышла, но за неудачника, с которым жила в квартире его родителей.
- Ты так же хочешь? - спросила, прямо в душу заглядывая.
После этого Светлана сосредоточилась на учебе. Окончила ВУЗ. Прошла стажировку в хорошей фирме и там же ее приняли на работу.
Минуло пять лет… Светлана переехала в съемную квартиру. Работать приходилось так много, но даже во сне виделся родной офис и коллеги…
- Ну, вот! Пора теперь и о личной жизни подумать, - торжественно сказала Фаина, когда на новоселье, правда во вторичке, собрались родные и друзья.
- А у тебя кто-то есть? Чего с парнем не знакомишь? - шутливо ткнула в бок Светлану подруга Анна.
- Если бы был, я бы знала! - усмехнулась и строго поглядела на дочку Фаина. Та только глаза опустила.
Вообще, отношения у нее за прошедшие годы, конечно, были. Но не серьезные. Потому что их мама не одобряла. Этот мужчина не думает о будущем и слишком часто меняет место работы! У этого родители живут в провинции! Тот — слишком хитрый и вообще в отпуск в тропики ездит. Точно, увезет с собой и там продаст! Кому продаст и зачем — Светлана не уточняла, но расставалась с мужчинами покорно. Иногда ей вообще начинало казаться, хоть и стыдила себя за такие мысли, что это Фаина решает, как ей жить. У мамы были ключи от квартиры девушки. Она могла прийти, когда вздумается, чтобы проверить, как там дочка? И однажды, после ссоры небольшой, возникшей, как обычно то бывало, на ровном месте, Светлана не досчиталась горшка с фиалками. Она любила эти цветы. И горшок сама разрисовала.
- Мам, а зачем ты мои цветы выкинула? - спросила, неожиданно для себя переступив границы дозволенного. Не спорить. Не спрашивать. Просто слушать мать! Это же просто…
- Фиалки дома держать — денег дома не будет, - поджала губы Фаина. - Еще спасибо скажешь!
Возможно, именно это стало последней каплей, после которой в Светлане что-то надломилось так, что Фаине невозможно было правильно починить.
Однажды девушка возвращалась домой в подавленном настроении. Казалось, что мать лишила последних сил. Казалось, что ни ясное небо, ни запах приближающейся весны, ничто не может уже ее порадовать! Она была так погружена в себя, что не заметила, как налетела на прохожего.
Это был старик и он бережно нес в руках коробку. Она упала и что-то в ней звякнуло.
- Ой, простите, пожалуйста! - присела, чтобы помочь поднять.
Но старик молча открыл коробку, проверяя, как пострадала его ноша. И оказалось, что очень пострадала. В коробке было полным-полном керамических безделушек… Оценить, каких именно, было сложно — потому что большею частью от падения они превратились в черепки. Светлана ахнула. Было стыдно, но еще в душе ее будто росточек проклюнулся — она ведь не вспоминала о том, что любила когда-то, уже очень давно! Так вот как вблизи выглядят статуэтки, вазочки и прочее, когда еще нет сверху ни капли краски…
- Не расстраивайтесь, милая, - сказал старик.
Он не любил скандалов и не стал бы ругать неуклюжую девушку. Но еще он заметил, как в ее глазах сверкнуло что-то… особенное.
- Все равно это так, хлам был! Ходил вот, обжигать, а печь, оказывается, негодная…
- Ну, вот это можно спасти. Можно нарочно сделать шкуру текстурной, возможно, тут подойдет… - задумчиво и даже не понимая, что произносит все это вслух, отозвалась Светлана, крутя в пальцах фигурку леопарда. Или пантеры. Все зависело бы от конечного цвета!
- Простите, - густо покраснела и поспешила спрятать фигурку в коробку к битым товаркам. - Это не мое дело…
- А может быть, как раз ваше? - старик мягко перехватил ее за руку и они встретились глазами. - Скажите, не вас ли я видел в школе «Колибри», лет так… пятнадцать-двадцать назад?
- Вы… преподавали там? - изумленно ответила Светлана. - Вы… Ярослав Олегович?
- Он самый, а вы… Нет, дайте старику проверить память! Вы у нас… Светик? Светлана, дочка Фаины?
- Прекрасная память!
- Вот бы еще глаза да руки такими же остались, - усмехнулся и покачал головой.
- А может быть, вы согласитесь выпить со мной чашку кофе? В знак примирения, что я все-все разбила? - Светлана не ожидала от себя подобной смелости.
Зашли в кафе поблизости и естественно, девушка намеревалась сама оплатить весь счет. Оказалось, после выхода на пенсию Ярослав продолжил заниматься любимым делом… Но недавно его печь для обжига сломалась и он нашел вариант где-то у знакомых, но оказалось, те печи не умели ни выбирать, ни настраивать, так что принесенная Ярославом партия вещиц оказалась загубленной.
- Мастера починить печь вызвал, да он только завтра прийти должен, а я вот торопился за музой. - вздохнул старик.
За окном начался дождь — сильный, холодный, словом, очень даже подходящий для ранней весны. Понимая, что кофе угостила, но задержала так, что теперь дедушка вымокнет, даже пока до остановки дойдет, Светлана, продолжая следовать таинственной своей порывистости, вызвалась заказать для него такси. Ярослав был очень против. Но в итоге согласился.
- Позвольте сказать, милая, что у вас явный талант!
- Ну, баловалась когда-то, - смущенно ответила.
- Как можно так говорить! - укоризненно сказал Ярослав. - Талант не мог испариться. И вот что… Если хотите вспомнить былое, а то и узнать, что изменилось в керамике за эти годы, то милости прошу ко мне! Вот, моя мастерская находится по этому адресу…
В ночь после этого удивительно дня Светлана долго не могла уснуть. Жизнь ее до этого текла размеренно, точно и… правильно. На через три дня должен быть выходной. И мама должна будет заехать в гости. Хотя, было ясно, что не в гости! А чтобы проверить, нормально ли дочка убирается в квартире, чистый ли у нее холодильник и для того, чтобы рассказать о каком-то сыне подруги, которого Светлана в жизни не видела, но который по мнению Фаины мог бы стать отличной партией для нее.
- Мама, сегодня не получится! - ранним утром выходного дня набрала телефон родительницы Светлана. - Потому что я заболела, похоже, это грипп и очень, очень заразный! Да, буду лежать в постели. Хорошо… над картошкой подышу обязательно. Пока-пока!
Выдохнула и осторожно, тихонько положила телефон на стол. Она солгала! Практически впервые в жизни матери солгала! И это было… так странно…
Светлана быстро оделась и выскочила из дома. Но по улице шла озираясь, ей казалось, что Фаина в любой момент очутится рядом, схватит за руку и начнет ругаться за обман и вообще за то, что творит! Это же сущее безумие! Но еще Светлана чувствовала, что просто не может остановиться. Она заглянула в кондитерскую за набором пирожных ассорти, надеясь, что Ярослав вообще ест сладкое.
Оказалось, что ест. Старик был приятно удивлен визитом Светланы и поспешил поставить чай. Ярослав жил в огромной квартире в старом доме, где каждая комната была чуточку похожа на музей, но и при этом все было очень уютно. Прошли на кухню. Потек разговор и опустошалась чашка за чашкой… Девушка рассказала о том, как выучилась, как работает…
- Тебе нравится?
- Что? - не поняла вопроса.
- То, чем ты занимаешься?
Светлана застыла, будто сама обратилась в фарфоровую статуэтку. Потому что не знала, что ответить… Да! Она была довольна, что стабильно устроилась в жизни. Потому что есть отдельная квартира, кое-какие сбережения в банке и мама довольна. Но счастье… Она не могла припомнить, когда бы испытывала что-то такое в последнее время.
Фаина бы сказала, поделились с ней дочка своей тревогой, что это глупости, для дурачков, тех, кто по жизни мечется и вообще плохо заканчивает! Но Фаины рядом не было.
- А не хочешь проверить, не забыли ли руки, как дело делается? - с хитрой улыбкой спросил Ярослав.
Молодая женщина ему не дала ответа, но он и по глазам все понял. Он провел ее в залу, переделанную под домашнюю мастерскую. Здесь было много света из огромных окон, стояло несколько столов со всем, необходимым для работы над керамикой, а на стеллажах красовалась такая обширная и разномастная коллекция изделий, что Светлана ахнула.
- Не все мои работы, - уточнил Ярослав. - Вот это, - указал на танцующих пастушек и стоящих на круче горных козликов. - Сделал мой внук. Он сейчас во Франции — пригласили в тамошнею школу керамики, но на днях вернуться должен…
Затем принялись за работу. Это было нелегко, но Светлана вскоре убедилась в том, что память рук — существует! Незаметно летело время…
И она пришла еще через пару дней. Действовала уже более уверенно. Ярослав показывал ей новые приемы лепки и обработки изделий, они даже спорили кое о чем!
- Деда! Я дома! Сыр твой любимый привез! - хлопнула дверь в прихожей и раздался веселый голос.
Светлана и Ярослав как раз трудились на фигурками, создавая композицию под названием «Мифы Севера».
В комнату вошел, или точнее сказать влетел молодой, светловолосый мужчина в очках и смешном свитере лимонного цвета.
- Сережа, а я не ждал еще!
- Решил не заезжать в Париж, в другой раз! - у внука оказалась красивая улыбка и ямочки на щеках.
И это было странно. Потому что раньше Светлана к внешности мужчин была совершенно равнодушна. Девушка покраснела и совсем уж невоспитанно отвернулась к столу, где стояли глазурованные ладьи с крохотными фигурками викингов.
- Где мои манеры, - усмехнулся Ярослав. - Позволь представить тебе Светлану, она моя старинная ученица и настоящий талант!
- Очень рад знакомству, Сергей, - и когда он улыбнулся именно ей, Светлана поняла, что пропала. Но виду не показала, естественно.
С этого дня в жизни девушки начались перемены. Она продолжала работать, но… Делала это без огонька. Она вдруг поняла, как утомляют ее все задачи экономиста… Ее не увлекали больше офисные сплетни. Вместо вечеров у телевизора она стала выбираться в парк на поздние прогулки и ей казалось, что из фонарей льется не только мягкий золотой свет, но и само вдохновение.
А потом однажды Ярослав сказал, что состоится выставка, совмещенная с аукционом, где будут представлены его работы и он, а также Сергей, приглашают ее присоединиться к этому маленькому триумфу. Светлана ответила согласием.
Девушке казалось, что никогда еще ей не дышалось так свободно, никогда не было так легко, когда она бродила по залам, рассматривая творения искусства.
Когда начался аукцион, все это казалось забавной игрой. Но вот ведущий объявил следующий лот… И девушка ахнула. Потому что это была ее работа! Спаниель, сидящий возле увитой розами скамейки, на которой сидела в позе грустного ожидания дама в платье и шляпке по моде девятнадцатого века. Это была самая сложная работа Светланы.
- Что… Что происходит? - спросила у сидящего рядом Сергея. Но ответил Ярослав.
- Я лишь хочу показать вам, какие есть возможности и пути… А что с ними делать — решать вам.
Ведущий объявил, что это работа одной безмерно талантливой ученицы Ярослава. И начались торги. Светлана не верила, что это происходит с ней.
Но вот торги завершились… И сумма была астрономической! Какой-то солидный мужчина, оказавшийся покупателем лота, под руку с эффектной спутницей в роскошном платье подошел к их маленькой компании, чтобы поблагодарить Ярослава за то, что открыл новую звезду и спросить, не знает ли он, где она, потому что хочется выразить свое восхищение и почтение?
- Вот, это наша Светочка. Позвольте представить! - улыбнулся Ярослав и девушка совсем смутилась.
Ее жизнь перевернулась окончательно. Она и не подозревала, что ее лепка… баловство же! Оказывается, может приносить такие деньги. Она даже сперва отказывалась принимать их и тогда Сергею пришлось вмешаться. Немного строго, но деликатно, он сказал, что его дедушка сделал все это из лучших побуждений. Он просто не мог видеть, как настоящий талант пропадает зазря!
Светлана долго думала о том, как живет… Мир, сама окружающая реальность открывались для нее с новой, неизведанной стороны.
Через пару недель она сменила замки в квартире и хотя с Фаиной случился скандал, сказала, что приходить в гости можно, но не так, как раньше. И она отказалась знакомиться с тем парнем, которого подобрала ей мама… Не сказав, правда, что у нее уже есть собственный друг сердца. Дело в том, что сразу после аукциона Сергей пригласил ее на свидание и это было самое романтичное событие в жизни девушки.
А еще через два месяца Светлана уволилась с прежней работы. Потому что ее звала мечта.
Автор: Анна Антонова
Чтобы не пропустить новые интересные для вас публикации, подписывайтесь на канал! Комментируйте, делитесь в социальных сетях.