Найти тему
Ехал Грека

Большая Севастопольская тропа: идея на миллион, а реализация...

Планируя поездку в Крым этой весной, я загорелся желанием пройти все 8 отрезков Большой Севастопольской тропы. Я надеялся, что у нас наконец-то смогли перенять опыт западных стран и создать на его базе что-то намного лучше. Я сразу вспомнил мою любимую Ирландию с ее «Кольцом Керри», «Путь святого Иакова» в испанском Сантьяго-де-Компостела, а также Ликийскую тропу в Турции. Все они рассчитаны на много дней перехода и каждый год привлекают десятки тысяч туристов.

Я очень хотел увидеть что-то подобное у нас в Крыму. В целом, уже проделана большая работа, но до полной реализации этого проекта еще очень далеко. А так, идея отличная, но результат зачастую оставляет желать лучшего. Ну, давайте по пунктам:

Раскрученная донельзя тропа Голицына
Раскрученная донельзя тропа Голицына

Необходимо повышать осведомленность о тропе. Наверняка многие из вас хотя бы раз слышали про тропу Голицына в Новом Свете и про Боткинскую тропу в Ялте. А про Большую Севастопольскую вы слышали? О ней никто толком не пишет и не рассказывает, хотя красивых видов на ней уйма, достопримечательностей хоть отбавляй, и она может представлять интерес как для спортсменов, так и для ученых и студентов, которые еще не один научный труд смогут защитить на ее основе. Нужно как-то поддержать местных блогеров, которые бы снимали и показывали эти маршруты, рассказывали о них больше в разное время года, привлекали внимание.

Внизу Балаклава, позади меня Южный форт на горе Аскети
Внизу Балаклава, позади меня Южный форт на горе Аскети

Маршруты должны быть не только для энтузиастов. Как вы себе представляете маршрут на 8 дней? 119 километров по горам, степям и просто пересеченной местности? У меня в голове сразу всплывает такая картинка: навьюченный 50-литровым громоздким рюкзаком турист, уставший, потный, эксперт по методикам выживания в неподготовленных условиях окружающей среды. А все потому, что на Большой Севастопольской тропе совершенно не подумали даже о нормальных туристических стоянках. То, что отмечено на картах на сайте тропы, — это просто участки леса, где разрешено поставить палатку. При этом вы должны помнить, что ни в каких других местах поставить палатку нельзя, так как тропа проходит по особо охраняемым природным территориям, где запрещено почти все: собирать растения, убивать животных, ставить палатки, разводить огонь и так далее. То есть, даже уже готовую еду разогреть можно только на редких стоянках без источников воды, без поддонов или площадок под палатки, без готовых кострищ. В той же Финляндии, например, в лесу встречаются полноценные домики, в которых можно развести огонь (дрова при этом будут сложены рядом с домиком), переночевать под крышей и запершись изнутри для защиты от диких зверей или насекомых.

Вот такие вот места для отдыха на тропах у нас...
Вот такие вот места для отдыха на тропах у нас...

Нужно активно привлекать к развитию бизнес. Это вообще самый частый комментарий к таким статьям. Сразу находятся люди, которые пишут: «Вот Путину только этим и заниматься!», «Если хочешь, займись сам и сделай!» Понятно, что для государства эта тропа вряд ли будет иметь какое-то значение, но тогда нужно, чтобы хотя бы палки в колеса бизнесу не вставляли. А что может тут сделать бизнес? Ну, например, как с теми же пляжами, когда государство на каких-то основаниях кому-то дает право возводить бары, беседки, навесы, разрешает сдавать в аренду оборудование. Частные предприниматели могли бы оборудовать нормальные стоянки (возможно, даже с арендой беседок или спальных принадлежностей), продажу питьевой воды, организовать безопасные кострища. Скажете, что сейчас это будет вряд ли востребовано? Тогда нужно к сайту Большой Севастопольской тропы прикрутить возможность предоплаты за такие услуги или оформления заявок, чтобы частник мог, например, сказать, что будет оказывать эти услуги при наличии хотя бы 5-10 заявок на конкретную дату. И бизнесу хорошо, и туристы смогли бы планировать свои походы, зная, что их кто-то будет ждать и кто-то позаботится о них. В Испании, например, на Пути святого Иакова есть даже сервис по переброске тяжелых вещей из одного пункта в другой. Перевести на «Севастопольские» реалии? Вы приехали в Крым, чтобы пройти тропу за 8 дней (как заявлено). Приезжаете в Балаклаву и передаете основные вещи в сервисную компанию, которая довезет их до Ласпинского перевала. А вы с собой берете только легкий рюкзачок с самым необходимым на этот день. Правда, отсюда мы переходим к одной из главных проблем Большой Севастопольской тропы.

Нужно изменить маршруты и спланировать их с учетом населенных пунктов и остановок общественного транспорта. Чтобы было понятно: если вы начнете прохождение из Балаклавы, то первый этап заканчивается на Ласпинском перевале, на смотровой. Ночлегов там нет. Ближайшая остановка общественного транспорта находится на повороте в Тыловое. А это еще 2 километра пути к тем 18, которые уже вы уже прошли. Неслабая прибавка? На следующем этапе вам советуют завершить день на Байдарских воротах. Ночлега там нет. Зато есть ресторан с чебуреками за 350 рублей/штука. И до общественного транспорта идти 4–5 километров либо в направлении Орлиного, либо в сторону Фороса. И это после одного из самых тяжелых в плане подъемов и спусков этапа маршрута! Третий этап заканчивается в каньоне реки Узунджа. Там есть отель, но остановка общественного транспорта только в Родниковском, а это 4 километра пешком по автомобильной дороге.

Автобус № 182 ходит всего 6 раз в день. Правда, заходит как раз и в Балаклаву, и в Тыловое, и в Родниковое
Автобус № 182 ходит всего 6 раз в день. Правда, заходит как раз и в Балаклаву, и в Тыловое, и в Родниковое

При этом учитывайте, что во всех этих точках автобусы ходят не каждые 5 минут, нужно еще подстраиваться под график. То есть, получается, что нужно или выступать в режиме «пройти все этапы любой ценой»: палатка, рюкзак на 50 литров, отсутствие душей, тяготы и лишения каждодневных переходов по 20 километров в горах. Или смириться с тем, что после прохождения этапа нужно будет снова куда-то идти до остановки... Ну или выкладывать приличные деньги за такси. Я уверен, что маршрут можно подредактировать, чтобы каждый этап заканчивался и начинался в населенных пунктах, где легко найти еду, ночлег, транспорт. Тогда Большая Севастопольская тропа точно будет востребованнее, чем сейчас.

Обсуждение участка ТУРСТОЯНКА «2-ОЙ КОРДОН» – УРОЧИЩЕ ГОРНЫЙ КЛЮЧ
Обсуждение участка ТУРСТОЯНКА «2-ОЙ КОРДОН» – УРОЧИЩЕ ГОРНЫЙ КЛЮЧ

Ах, да, забыл еще один интересный момент. На одном из последних участков Большая Севастопольская тропа пересекает магистраль «Таврида», которую нужно просто перебегать в неположенном месте. А выходить к магистрали следует через дырку в заборе у дороги. Вот это уровень подготовки тропы!

Бочка смерти и потрясающие виды на все вокруг
Бочка смерти и потрясающие виды на все вокруг

Нужно грамотнее строить маршруты с точки зрения физической подготовки для прохождения этапов. Организаторы должны понимать, что их среднестатистический клиент — не спортсмен. Да, можно оставить какие-то очень сложные участки для любителей жесткого треша, но везде должны быть варианты попроще для обычных людей. Например, когда вы начинаете путь от Балаклавы, тропа сразу заводит вас к Южному форту. Подъем там по сыпучему грунту под открытым небом без тени. Уклон порядка 45 градусов. Вариантов обойти этот участок стороной нет: справа обрыв, слева непролазный заросший бурьяном лес. Самое интересное, что после осмотра Южного форта с Бочкой смерти (о ней я еще напишу отдельную статью, когда появится время) вы будете спускаться с противоположной стороны под таким же уклоном с таким же грустным грунтом. Если подниматься тяжело исключительно с точки зрения выносливости, то спуск вы проклянете из-за постоянно осыпающейся под ногами земли и камней. Там есть такие участки, где проще сесть на «пятую» точку и проскользить, как на горке. Но если вы этот участок прошли, то дальше будет интереснее: на тропе есть участок, где нужно без альпинистского снаряжения с огромным рюкзаком за плечами пройти по узкой тропке шириной 20 см. Слева отвесная скала, справа — крутой обрыв. Как вариант — пойти назад и снова подняться и спуститься с горы Аскети (Южный форт)! Нужно либо оборудовать этот участок как виа феррату, либо продумать обходной путь. И в любом случае предупреждать о таких местах на тех же информационных столбах.

Спасибо, что хоть стенды есть
Спасибо, что хоть стенды есть

Нужна больше думать о безопасности туристов. Этот пункт напрямую вытекает из предыдущего. Нет телефонов экстренных служб по пути. На столбиках могли бы что-то такое предусмотреть. Мало ли кому станет плохо или еще что-то пойдет не так, а с таким плохим планированием этапов тропы это даже не будет удивительным. Есть неплохое приложение, с помощью которого можно вызвать помощь, но я не проверял, работает ли эта функция, или нет. Если у кого-то есть опыт прохождения БСТ по приложению, расскажите об этом в комментариях, пожалуйста!

Тут синим цветом отмечены и машины, и велосипеды, был еще стенд для джиперов в начале подъема на Шулдан
Тут синим цветом отмечены и машины, и велосипеды, был еще стенд для джиперов в начале подъема на Шулдан

Отсутствие информации про веломаршруты и маршруты для прохождения на внедорожниках. О существовании таких отрезков я узнал уже по факту, когда гулял в районе Балаклавы и рядом с селом Терновка. Почему даже на сайте нет никакой информации? Опять же, если организуются этапы для внедорожников, то наверняка нужны телефоны каких-нибудь СТО, которые с радостью вытащат вас из кювета, если вы не рассчитаете свои силы на маршруте. Сейчас же получается, что информации нет никакой, вы будете двигаться исключительно на свой страх и риск, не зная даже, есть ли дальше дорога, или ее смыло в предыдущем году.

Шикарные виды с Большой Севастопольской тропы
Шикарные виды с Большой Севастопольской тропы

Почему бы не сделать тропу более живой, интерактивной, привлекательной для молодежи? Можно организовывать на ней квесты по маршруту. Задания при этом выдает за плату организатор. Например, можно закодировать ответы на вопросы. Для каждого ответа своя локация, на которой либо сразу человек понимает, что он не прав, либо просто не получает подсказку для следующего вопроса или получает нужную информацию для дальнейшего прохождения, а поэтому вынужден найти и другие «ответы на вопросы», чтобы можно было двигаться дальше. Такие квесты можно делать для групп туристов, чтобы люди разбивались на команды и проходили все маршруты на время/скорость, попутно узнавая много нового и интересного об этом крае.

Конечно, меня наверняка обвинят в том, что я не вижу ничего хорошего в Большой Севастопольской тропе. Это, понятное дело, не так, но большинство «комментаторов» до этого момента вряд ли даже дочитают.

-11

Плюсы БСТ:

  • Наличие сайта и приложений как для iOS, так и для Android
  • Маркировка маршрута узнаваемыми желтыми столбиками
  • Наличие информационных стендов по пути
  • Обслуживание тропы (хотя в некоторых местах люди жалуются, что тропу легко потерять)
  • В следующем году планируют заняться площадками для отдыха на маршруте (маршрут живой, продолжает развиваться)
  • Маршрут охватывает очень много интересных мест и позволяет узнать много нового о Крыме
Под ногами «Затерянный мир»
Под ногами «Затерянный мир»

В общем, идей, конечно, много, но как донести их до организаторов, чтобы от этого был хоть какой-то толк? Давайте обсудим в комментариях, что еще можно было бы сделать, чтобы тропа стала более привлекательной и раскрученной?