Найти тему

Интервью с Н. А. Сличенко

Это интервью готовилось мной К 80 ЛЕТИЮ ПОИСТИНЕ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА - Н. А. СЛИЧЕНКО. Как жаль, Николай Алексеевич, что я не смогла его издать при вашей жизни. Но поверьте очень хотелось. И вот теперь я его публикую В ПАМЯТЬ О ВАС .

Неповторимый, единственный в своем роде народный артист СССР. Сын овеянного легендами древнего народа. Один из тех немногих выдающихся мастеров сцены, действительно заслуживших всенародное признание, в честь которого даже названа звезда в созвездии Тельца. Один из сильнейших голосов столетия, даже на девятом десятке лет, не потерявший своего волнующего обаяния. Все эти слова – о Николае Алексеевиче Сличенко, с которым в канун его дня рождения, в год, когда исполнилось ровно 40 лет с того момента, как он занял пост руководителя театра «Ромэн», мы беседуем о главных вехах его жизни и о судьбе певческого искусства в России.

- Николай Алексеевич, как известно, история того, что впоследствии станет цыганским театром «Ромэн», которым вы бессменно руководите последние 40 лет, началась в 1930 году, когда группа цыганской интеллигенции во главе с Иваном Ивановичем Ром-Лебедевым обратилась с просьбой о его создании к наркому Луначарскому. Скажите, каковы были движущие причины такого шага?

- Заинтересованность была, в том, чтобы закрыть дорогу к псевдоискусству. По существу, и не народному, и не цыганскому.

- Что было в то время?

- Во времена НЭПа цыганское искусство стали отождествлять с ресторанным разгулом, также как и псевдорусских балалаечников. После образования многонационального Советского Союза была принята программа сохранения и развития национальных культур, на этом были сосредоточены усилия советской власти.

- Тяжело приходилось театру в самом начале его пути? Особенно в годы Великой Отечественной войны?

- Тогда вообще было невероятно сложное время для всей страны. Но наш театр работал, несмотря ни на что. Выступал на передовых фронтах для солдат. Помогал раненым в госпиталях. Многие артисты служили в армии, защищая нашу Родину. Театр даже построил на свои деньги бомбардировщик, который так и назывался «РОМЕНОВЕЦ».

- Сегодня «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром национальной культуры. Вы счастливы, что существует такое отношение к театру?

- Конечно. Кто может быть против такого отношения? Это счастье, что оно есть. Мы стараемся, чтобы оно не покинуло нас. Это действительно было всегда искреннее, доброе отношение к нам. Мы гастролировали по всей России, побывали во многих странах мира и везде мы это чувствовали.

- Сложно ли было привести театр к этому? Что мешало и что, наоборот, помогало его существованию – люди, события, настроения?

- Безусловно, только люди – яркие, талантливые, надёжные создают и события, и настроения. Всегда рядом были единомышленники, готовые прийти на помощь в реализации самых смелых проектов, да и поддержка со стороны государства всегда была и есть.

- За столько лет творческой деятельности вы прошли все ступени творческого роста, от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя. Как это все произошло?
- Как во сне… (смеется). Это как сон, который еще не перестал сниться. Действительно, это невероятно сложно и в тоже время, казалось бы, просто. Я пришел в театр шестнадцатилетним мальчишкой. Меня приняли по-доброму, как сына полка. Конечно, и учеба моя началась в театре. Я знал все спектакли наизусть, пытался сделать все, что возможно от меня. Вошел во все спектакли, в массовые сцены. Я очень трудился много и интересно. Вот это и было какое-то посвящение себя, влюбленность до крайности. Ничего другого в жизни моей не было, да это и до сих пор так. Ну, а дальше все своим чередом. Про это можно много рассказывать. Первые роли, учеба в школе вечерней молодежи и ГИТИСе, мои педагоги. Гончаров Андрей Александрович - режиссер, тогда он руководил театром Маяковского. Он очень интересный человек. Я был его студентом. Многое я познал, и это дало мне право в будущем возглавить театр.

- Николай Алексеевич, а каково это вообще - руководить первым и единственным в мире цыганским театром, который по праву называют старейшим и легендарным?

- На самом деле это достаточно непросто. Руководить - это значит жить театром, постоянно воспитывать себя, людей, которые рядом с тобой. Это одержимость и посвящение себя театру целиком.

- На сцене вашего родного театра уже много лет идет спектакль «Мы - цыгане». Вы так тонко в нем рассказываете появлении этого народа, очень умело вплели в него классику. Как вам удалось написать такой сценарий? Чем вы руководствовались?

- Творчество, знаете ли, это всегда поиск. Что можно рассказать зрителю, который приходит? Что-то новое, что-то интересное. Интереснее того, что он видел вчера, и чтобы это было достойно. Это очень важно, в этом и есть наша творческая жизнь. Поэтому и родилась идея создания такой пьесы, которая рассказала бы о длинном пути цыган, пришедших в Россию. Мы это делали вместе с человеком, который стоял у истоков создания «Ромэна», Иваном Ивановичем Ром-Лебедевым. Эту пьесу мы писали вместе с ним, а потом я ее поставил. И этот спектакль зрители любят, принимают.

- В легендарной уже «Свадьбе в Малиновке» вы играете роль красноармейца Петри, помощника командира отряда. Чем вам запомнилась эта роль?

- Это тоже очень интересная история. Когда мне дали почитать сценарий, я немного был огорчен. Мне не очень понравилась роль, я к этому времени в театре играл уже очень много. Были подряд спектакли, по 30 в месяц. Честно говоря, я как-то был в раздумьях. Но когда узнал, что снимаются в этом фильме актёры, в которых я был влюблен (и до сих пор люблю), то согласился.

- Вы не только народный артист СССР, яркий актер и режиссер, вы замечательный педагог. На базе музыкального училища имени Гнесиных вы создали специальную студию для подготовки профессиональных кадров для «Ромэна». Она работает и сейчас?

- Это было давно, но это не прошло просто так. Занятия были на пользу театру. Выпускники сейчас уже взрослые, и у каждого есть дети, которые тоже учатся где-то, тоже являются студентами, как и их родители учились в студии нашей. Многие из них работают интересно, и, слава Богу. У нас недавно молодые артисты закончили Щукинский институт и очень интересно работают в театре.

- Николай Алексеевич, скажите, трудно ли доносить до современных людей цыганское творчество?
- Если оно настоящее, если оно идет от сердца и разума, тогда это не трудно. А если это пустота и не про что. Тогда кому это нужно?

- Как известно, одна из солисток театра «Ромэн», Надя Оглу, попала в коллектив, ровно 20 лет назад став одной из победительниц самого первого конкурса «Романсиада», ставшего теперь международным. Вы также являетесь его членом жюри. Для вас лично что заключено в этом слове?

- «Романсиада» для меня - это всегда приятно. Всегда, когда я слушаю на конкурсах наших молодежь, которая говорит о том, как она относится к этому искусству. Романс - это очень серьезное искусство. В нем есть разум, в нем есть душа, сердце, в нем есть радость, слезы, счастье и горе. Это мини-спектакль, вот что это такое. Очень ответственно и интересно. Я это приветствую.

- Можно ли уверенно говорить о том, что у романса в России есть будущее, что он не скатится до уровня, извините, блатных песен, наполненных исключительно «воровской» романтикой?

-Романс в нашей стране традиционно жанр «высокого искусства», подтверждением тому уровень и «именитость» мировых звёзд, исполняющих русские романсы, так есть и так, я надеюсь, будет.

- А что вы можете еще сказать о современной молодежи? Сложно ли ее увлечь цыганской культурой? Тяжело ли сейчас найти настоящие таланты? Или в прошлом одаренности встречались чаще?

- Таланты во все времена достаточно редки, но мы стараемся не проглядеть талантливую молодёжь, для этого набираем цыганские курсы в театральных ВУЗах. А что касается молодёжной аудитории, вкусы публики меняются в соответствии с духом времени. Стараемся, привлекаем новыми формами, устраиваем мастер-классы, экскурсии, ночные мероприятия.

- Николай Алексеевич, с высоты прожитых лет и покоренных вершин мастерства могли бы вы дать какой-то совет? Который, по вашему мнению, окажется главным для человека и поможет ему в жизни?

- Что можно сказать по этому поводу… Я убежден в том, что каждый человек сам определяет свою стезю в жизни, по которой он должен идти. Но он должен себя посвятить этому. Он должен полностью этому отдаться. И идти смело, чисто, искренне, по-доброму, без обмана себя и других.

-2