Если вы меня спросите про учителя мечты, которого я хотела бы для своей младшей дочки, Вари, я скажу: «Антона Гину, конечно». Я очень давно за ним слежу. Наконец, познакомилась лично. Антон — сын известных ТРИЗ-педагогов Анатолия и Светланы Гин. Теперь он работает в начальных классах частной школы «Снегири». К нему мечтают отдать своих детей семьи, директора школ его хантят, а Антон выбирает проекты, которые ему интересны. Но так было не всегда. Ещё 7 лет назад он работал в простой сельской школе. Но уже тогда это был учитель с безумной энергией, страстной любовью к профессии, бесконечным поиском. На мой вопрос Антону «Кто твои кумиры?», он ответил: «Мои родители и сёстры — наша семья. А ещё есть образовательный канал другого моего кумира Тайлера Дэвитта. У него есть вдохновляющее видео „Эй, учитель, сделай интересно!“. Теперь это мой учительский девиз, потому что неинтересно сделают другие». Пусть слова Антона вдохновят вас, моих любимых педагогов, в начале нового учебного года!
Когда ребёнок отказывается выполнять задание
Реальный случай из моей давней практики. Даю творческое задание детям — рисунок. Все рисуют. Один ни в какую. Ему крайне не нравится рисовать. Такие встречаются периодически. Маленький серьёзный мужчина. Он не будет рисовать, это детский сад. Пару раз в своём прошлом опыте я пытался «настоятельно уговаривать» таких ребят. В ответ были такие гримасы, что я понял: подобная тактика на мои отношения с ребёнком влияет плохо. Мне важно сохранить доверие. Я стараюсь видоизменить задание, если что-то идёт не так. Я не настаиваю. Не давлю на ребёнка. Но и не оставляю его за бортом. Спрашиваю: «Какие есть варианты?» Варианта не делать нет, все делают. Маленький мужчина отвечает: «Я напишу». Хорошо. Он делает описание текстом, в итоге у меня на доске висит куча рисунков и один текст.
От учителей часто можно услышать: «Одному разрешишь, а если таких пять тут же найдётся? А если это вообще нарушит дисциплину?» А что в этом плохого? Главное, чтобы ребёнок видел смысл в своей деятельности и видел, что у него есть выбор. Мы не отказываемся от задания, его все делают. Но чуть-чуть иначе. (прим. автора «Потребность самому делать выбор и самому принимать решения — важнейшая у детей и подростков согласно учёному W. Glasser, автору теории выбора. Если постоянно лишать детей реализации этой потребности, их мотивация неустойчиво снижается, если возможность выбора давать как можно чаще, то желания противостоять, не делать, саботировать становится меньше. Вот такой парадокс. Чем сильнее сила давления, тем сильнее сила сопротивления).
Несколько месяцев я предлагал своему ученику альтернативу: нарисовать или написать. Он делал описания, но видел, что дискуссия во время обсуждения рисунков была ярче и интереснее. Он из неё выпадал. Он хотел участвовать. Он увидел смысл рисунка. В итоге через несколько месяцев начал рисовать. Когда он сделал это в первый раз, я так радовался, что тут же отправил родителям фото, но самому ребёнку не стал на этом делать акцент. «О, классный рисунок! И у тебя классный. И у тебя тоже!» — важно не спугнуть лишним вниманием. После этого этот маленький мужчина рисовал всё чаще.
Когда детей нужно учить отстаивать границы
Другой пример. Когда-то в моём классе была девочка очень тихая, очень скромная и ведомая. Родители не знали, что делать. Примерно через полгода обучения в моём классе она научилась «отвечать», говорить, что она хочет, а что ей не нравится. Как это получилось? Она анализировала моё поведение, поведение авторитетных для неё ребят. С самого первого дня мы с детьми учим стоп-слово и стоп-жест. Когда происходит что-то, что ребятам не нравится, они выставляют руку вперёд и говорят: «Стоп! Мне неприятно!» Девочка всё это впитывала довольно долго. Но результат есть! Я учу и учусь формулировать просьбы или мнения так, чтобы это не было сильным давлением, но при этом не навязчиво помогало добиваться нужного результата.
Когда детей нужно увлечь
Я уверен, что обязан показывать детям красоту предмета. Устраивать встречу с чудом. Порой от педагогов можно услышать, что все эти эксперименты, добывание интересных фактов, дискуссии — всё это пляски, клоунада. Что учитель не должен так плясать, ученик сам или берёт материал, или не берёт. Искать, как его вовлечь — лишнее.
Во-первых, на это я всегда предлагаю открыть ФГОС 3.0, который чётко предполагает развитие мягких навыков в детях. Креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация — это требование ФГОС.
Во-вторых, давайте честно вспомним психологию детей и подростков. Сколько времени они даже в девятом классе могут сосредоточенно держать внимание? А мы, взрослые? Никак не 40 минут. Шутка или рассказанный интересный факт не могут быть лишними. Это занимает 30 секунд, зато кардинально снижается уровень стресса, дети могут работать дальше. Если вы потратите 2 минуты на классное видео, то вы не его не потратите, а инвестируете в работоспособность. Дети отдохнут и смогут работать ещё какое-то время. Если вы включите задание, в котором дети в группах ходят по классу, то вы фактически добавите полезной активности к физкультминутке, которая по стандартам требуется 1-2 раза за урок.
И вот тут, если я сделал всё от меня зависящее, чтобы вовлечь каждого ребёнка, если я учёл все возрастные особенности и знания о том, как мозг учится, если я максимально раскрыл красоту предмета, то только после этого я могу сказать: «А теперь кто хочет брать, тот берёт».
Моя мама говорит, что есть три модели обучения.
1 модель. Школа вчерашнего дня. «Должен». Учитель приносит на урок ведро воды. Если не хотят пить — накажу. Вся вода должна быть выпита (а программа усвоена!). Репрессивная система.
2 модель. Сегодняшняя школа. Ведро должно быть выпито, но дети должны захотеть. Как это сделать? Расскажем им сказочку про воду, устроим соревнование — заставим побегать, чтобы жажду вызвать. Искусственная внешняя мотивация. Личностно-гуманистический подход.
3 модель. Завтрашний день. Так работает европейское образование. Хочет сам, заставлять не надо. Я отвечаю не за то, кто сколько выпил, а за качество воды, её наличие и среду. А дети — кто захотел, как захотел, сколько захотел — выпил.
Мне близок третий подход. Я делаю всё, зависящее от меня. И зачастую тогда ничего не надо впихивать. Ребёнок сам возьмёт.
Когда учитель — это больше, чем информатор
Мне очень важно знать, что я для детей не просто носитель информации про алфавит или про «2 * 2 = 4». Всё в интернете можно найти. Учитель должен быть круче, чем Гугл. Важны отношения. Мне важно, что дети меня видят, слышат, уважают, что я для них живой, что я авторитет. Как это оценить? По тому, насколько дети знают что-то обо мне, как они слышат и слушают. Например, неделю назад я был в Самаре на соревнованиях по роликобежному спорту. Там была моя ученица. Семья пригласила меня в гости. Во время обеда меня спросили, что я буду есть. Я не успел ответить. Ученица ответила раньше меня: «А Антон Анатольевич обожает пельмени. Мы будем пельмени!»
Другой пример. Я катаюсь со своими ребятами на роликах в выходные. Многие коллеги, кстати, меня не понимают. Зачем что-то делать в выходные? Тратить личное время? Я нашёл место, инструкторов. Это была моя мечта, зажечь, увлечь детей роликами. На днях родители моего ученика рассказали, что он летом тоже продолжает кататься. Хочет повысить уровень, чтобы, когда я снова пойду с ребятами на роликах, он смог это показать. Дети не будут изучать человека, запоминать что-то о нём, повторять за ним, если он не в авторитете.
Катания на роликах нет в учебной программе. Как и обязательного знания любимых блюд учителя. Но мне кажется, что цель начальной школы — сохранить мотивацию учиться, которая есть у детей от природы. Если мы её забьём в «началке», в средней школе уже очень мало шансов её вернуть. Ценность моей работы в том, что дети хотят приходить в школу, они хотят идти ко мне и к моим коллегам. Я как-то брал у наших ребят интервью, одним из вопросов было: «Что ценного в твоём учителе?» Там был такой ответ: «Антон Анатольевич очень добрый, весёлый и он тратит на нас очень много своего времени». Дети это видят, понимают, ценят, это повышает их мотивацию и мою отдачу.
Работа учителя — это не урок отвести и уйти. Мне нравится, как про это сказал Ричард Бах: «Пройдёт сто лет, и не будет иметь никакого значения, сколько у меня было денег, в каком доме я жил, какая у меня была машина... Но мир может стать иным из-за того, что я был важен в жизни одного ребёнка...» Ты можешь научить ребёнка прекрасно решать примеры, но при этом не научить его самостоятельности.
Мне неинтересно просто проходить с детьми Красную Шапочку или Теремок по стандартному сценарию. Мне важно учить детей думать. Для этого надо оторваться от шаблона, задавать каверзные вопросы (работаю с различными типами вопросов из пособия моей мамы по логике), дать детям свободу отвечать, как они думают. Например, Колобок. Можно же с детьми порассуждать, почему старики жили бедно. Где пенсия? Почему внуки не помогают? Есть ли вообще внуки? Мы ещё до появления Колобка не дошли, а уже обсудили кучу серьёзных социальных проблем. Это колоссальная растяжка для мозга. И первоклассники отвечают! Всем известную Таню, которая громко плачет из-за упавшего в речку мяча, мы в третьем классе обсуждали 40 минут! И дольше могли. Там есть что обсудить. Как и в каждом произведении.
Когда ребёнку на уроке скучно
Учитель должен постоянно развиваться, быть в бесконечном жадном поиске новых подходов и приёмов. Каждый сложный кейс в классе — это двигатель моего развития. Был у меня, например, ученик, которого рутина быстро вгоняла в скуку. В 1 классе он знал математику на уровне 3-4 классов. Он быстро выполнял все задания, потом помогал соседу, а потом ему становилось скучно. Я купил задачник, в котором он прорешал 750 задач. Наскучило. Нашёл сборник расширяющих задач на логику. Его это заинтересовало на несколько недель, потом опять стало скучно. Мы придумывали свои задачи, находили нетипичные задания, решали шуточные примеры... Я не нашёл какого-то одного инструмента, чтобы навсегда побороть его скуку. Я был в постоянном поиске сохранения мотивации. Это и был ключ к этому мальчику. Это было очень ресурсо-затратно, но это было круто, он перешёл в следующий класс с сохранённой мотивацией. И это сработает практически с любым ребёнком. У детей от природы есть мотивация. Если она пропала, значит, что-то идёт не так, значит, надо подумать, что ещё я, как педагог, могу сделать.
Когда ученики устали
Худший урок, который я провёл в своей жизни — посекундно расписанный урок. Не было возможности для импровизации. А ведь учитель должен постоянно набирать педагогические приёмы и вытаскивать их, как из чемоданчика, в нужный момент. Я стараюсь «идти» за детьми. Если ребята устали, то надо передохнуть. «Впихнутые» знания пользы не сделают.
Недавно я сам был на уроке английского языка от известной языковой школы, где знания пытались именно впихнуть. Во-первых, учитель постоянно отвлекался на телефон. Это всегда видно, бросается в глаза, такое себе нельзя позволять. На уроке надо быть внутри процесса.
Во-вторых, учитель явно видел, что у меня не очень хорошо идёт аудирование выданного уровня, но всё равно оставил текст на прослушивание в том объёме, в котором он запланировал. Было очевидно, что от заготовленного плана надо немного отойти, возможно, разбить для меня на мелкие куски, не привязываться к плану. Потому что неподъёмные задачи могут отбить мотивацию и желание учиться.
Каждый из нас, учителей когда-то был на таком уроке «впихивания». Надо помнить, как нам там было. Я стараюсь работать иначе. Если я вижу, что дети устали, я дам им возможность продуктивно отдохнуть. Веду математику, вижу, что динамика упала, быстро достаю из своего арсенала приёмов какую-то математическую игру. Например, «Быки и коровы» — я загадываю число, допустим, 123. Дети угадывают, называют 100. Я отвечаю — 1 — бык, 00 — коров. То есть 1 угадали, нули неверно. И так мы играем, пока не угадают. Или могу попросить отложить задания и нарисовать, на что похожа цифра 1. Или игра «дотронься до того, чего в классе четыре», «дотронься до зелёного, чего три», «дотронься до того, что похоже на восемь». Это задания на переключение, но они со смыслом, мы ни секунды не тратим просто так. Но для того, чтобы органично и быстро доставать такие приёмы, учительские лайфхаки, их надо иметь в арсенале, их надо постоянно искать. Где брать? Я люблю ТРИЗ-ресурсы. Такие, как «Образование для новой эры», сайт Creatime. me, сайт podumat. ru. Чем больше насмотренность, тем проще самому создавать материалы.
Когда учитель ошибся
Я учу детей признавать свои ошибки, видеть их и учиться на них. На протяжении всей моей школьной работы встречались коллеги, которые меня в этом не поддерживают, считают, что это снижает авторитет учителя. Есть даже такой известный приём «Я тебя проверял». Это когда учитель ошибся, ученик это заметил, а учитель говорит: «Это я специально, я тебя проверял». Я никогда так не делаю. Я признаюсь: «Ошибся». Все ошибаются. Учёные, моряки, официанты, короли, это не страшно. Мои дети знают, что я не ругаю за ошибки. И в итоге мои дети не боятся ошибаться. Ведь подумайте только — когда взрослый делает проект, он его приносит к определённой дате, получает обратную связь и забирает на доработку. Почему с детьми не так? Почему ребёнок к определённой дате должен знать и делать без ошибок, без малейшего шанса на промежуточный результат?
Когда учитель не готов быть среднестатистическим
Я вижу многих замечательных педагогов, которые начинали с традиционных среднестатистических уроков, но стали мастерами. Они — мои примеры для подражания. Стараюсь теперь быть таким же примером. Не всё, но очень многое зависит от нас самих. Я начинал с очень скромной зарплаты, с государственных школ. Но сразу работал на полную катушку. Я не считаю, что низкая зарплата оправдывает некачественную работу. Если не развиваться, то никто никогда и не захочет мне платить больше, не захочет предложить интересный проект. Я прекрасно знаю всё о загрузке, о бюрократии, о том, что все, кому ни лень, плюют в учителя. Да, среднестатистического учителя жалко. Но если я сам не найду в себе ресурса это перебороть, я рискую так и остаться среднестатистическим учителем. Хочешь изменить мир? Иди в школу.
Антон очень много своих ресурсов отдаёт совершенно бесплатно учителям на своих каналах:
Канал в ВК «Заметки столичного учителя»
Канал в ТГ «диААфильмы»
Канал в ТГ «Чат по материалам окружающего мира»