Полина Гагарина выкладывает порой отрывки своих голосовых практик и как-то раз поделилась видео-постом, где её консультировала Карина Купер - в комментариях начинался ад.
Общий посыл в духе:
зачем опытным певцам учителя;
петь не умеют, а на сцену лезут;
что же педагоги тогда сами не поют;
а вот Полина же и сама учит, как так;
как более опытного человека может учить петь менее опытный в плане сцены?
Давайте разберемся и мы, зачем педагогу педагог, зачем уже поющему - учитель?
Вокал не имеет границ в развитии, это бесконечный процесс наращивания опыта и освоения техник. Существуют:
- разные типы смыкания голосовых складок: меняется их сокращающаяся масса, плотность смыкания, количество колебаний в минуту;
- разные вокальности: твэнг, микст, соб, бэлт, фальцет, свисток, спич, субтон, опера;
- украшения: cry-эффект, мелизмы и дисторшн, которые тоже подразделяются на кучу приёмов;
- стили: академический, поп-, рок-, экстремальный, джазовый, народный и это ещё не всё!
В вокале есть постоянная угроза развития вредных привычек (компенсаторных действий, мышечных переработок) и лишь взгляд и слух со стороны поможет увидеть и снять растущее напряжение в мышцах, скорректировать технику - это работа педагога по вокалу/технике речи (разные задачи - разные услуги и специфика работы, хотя часто профессии совмещают, тк голосовой аппарат один).
Ещё желательно консультироваться с фонопедом и фониатром, чтобы вовремя исключить гипо- и гипертонус голосовых мышц даже не из-за неправильной техники, а из-за повышенной нагрузки на голосовой аппарат, ведь профессионалы (педагоги, вокалисты, речевики) работают с голосом по 8-24 часа в сутки, каждый день, а если турне или идёт серия записей в студии, ох...
Потом, постановка номера для сцены или записи - это не то же самое, что умение петь или красиво говорить, нужен и хореограф, и режиссёр, и спец по позингу - целая команда людей, которая над тобой работает - и вокальный коуч. Он заодно помогает с сопротивлением справиться и проработать проблемы с волнением, подачей себя зрителям/слушателям с самой выгодной стороны. Можно сравнивать эту профессию с продюсированием, но тут акцент на голос заметно сильнее.
Вокальная супервизия - вещь обязательная для педагогов и профессионалов в голосовой сфере. Упражнения, которыми спец пользовался годами, могут работать на нём и сотнях учеников, но не на всех и не всегда. Мы меняемся и некоторые вещи перестают и нам самим помогать. Тогда сессия с супервизором поможет найти выход из патовой ситуации в собственной практике или с подопечным: прокачать знания физиологии, разобраться в конкретном техническом приёме или компенсаторном механизме - это коррекционная методическая консультация с элементами теории и практики с целью -
повышения квалификации! Что в XXI веке вообще дело обязательное, без бумажки ты какашка - потому помимо консультаций нужны ещё и курсы/вебинары/марафоны/интенсивы/конференции/открытые лекции и прочие образовательные инструменты.
Пока ты молод, ты выезжаешь на природе (как на красоте или на физической силе), но с возрастом некоторые моменты даются всё тяжелее и приходится возвращаться к базе, для поддержания того же тонуса мышц. Нарушения техники, которые раньше проходили не замеченными для тела, носят накопительный эффект, в один прекрасный момент певцу/речевику могут понадобиться новые голосовые складки, а они незаменимы! Плюс меняются вкусовые предпочтения слушателя, трэнды, появляются новые саунды. Приходится постоянно держать руку на пульсе своего здоровья и моды.
Ещё один момент! Любое вокальное наставничество - это и психологическая поддержка от единомышленника, ведь один в поле не воин, есть даже групповые мастермайнды и практики.
Надеюсь, теперь и вам будет понятнее, что к чему. Желаю вам найти грамотных педагогов, коучей и супервизоров.
Вместе с помощником процесс освоения вокальных техник и поддержания достигнутого результата даётся легче! Да и шишек меньше набьёте по дороге.
PS: если вас смущает слово "вокальный" рядом с речевыми задачами, напоминаю, голосовая мышца переводится на латынь как musculus vocalis. Мы используем один и тот же голосовой аппарат для речи и вокала, разница лишь в деталях техники.