Хронофантастика и попаданцы это два разных поджанра фантастики. Они схожи тем, что человек попадает в другое время (хотя попаданец может попасть вообще куда угодно, хоть в сказочный мир эльфов, который оказывается на луне, но его захватили выдры с оружием из Первой мировой, прилетевшие с Нибиру, ну собственно на то он и попаданец).
Хронофантастику еще называют темпоральной фантастикой (tempora –времена).
Я искренне считаю, что с возросшим книжным потоком в последнее десятилетие (спасибо самиздату), нужно всё же больше разграничивать разные поджанры, чтобы любой человек мог найти что ему по душе, не тратя на это лишнее время, «роясь» в книгах, которые ему предлагаются.
Написать эту небольшую статью меня подвигло то, что на многих форумах пишут, что попаданчество и хронофантастика –это одно и тоже. Это обосновывается тем, что в хронофанастике человек попадает в другое время, следовательно, он автоматически попаданец. Логика в этом есть, бесспорно. Но многие не учитывают других деталей. В хронофанстике это всё в основном хоть как-то научно-обосновано, чаще всего не очень удачно, но всё же это именно фантастика с использованием машины времени.
Если мы возьмем знаменитое произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена, так сказать, произведение которое стало классикой «попаданцев», то увидим, что главного героя ударили ломом по голове и он очутился в эпохе короля Артура. Вот так вот просто. Кстати я настоятельно советую прочитать это произведение, это отличная сатира, книга неоднократно может вызвать улыбку. Хотя многие пренебрежительно относятся к попаданцам, там много достойных произведений, но, как и в любом другом жанре далеко не все.
Ключевым же произведением хронофантастики является роман «Машина времени» Герберта Уэллса 1895 года, хотя стоит отметить машина времени появилась еще в его повести «Аргонавты времени» 1888 года. Именно идея путешествия во времени с помощью машины времени и породит такой поджанр как хронофантастика. (Нужно упомянуть, что идея путешествия во времени была и раньше, например, новелла Эдварда П. Митчелла "Часы, которые шли назад", напечатанная в 1881 году, но она мало известна, в сравнении с «машиной времени» Уэллса).
Путешественник во Времени Уэллса говорит: «каждое реальное тело должно обладать четырьмя измерениями: оно должно иметь длину, ширину, высоту и продолжительность существования. Но вследствие прирожденной ограниченности нашего ума мы не замечаем этого факта. И все же существуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвертое - временным. Правда, существует тенденция противопоставить три первых измерения последнему, но только потому, что наше сознание от начала нашей жизни и до ее конца движется рывками лишь в одном-единственном направлении этого последнего измерения.» Это разумный взгляд на природу времени, использованный позже учеными.
Также стоит отметить, что в хронофантастике у человека всё-таки есть возможность вернуться домой, либо направиться в абсолютно другой промежуток времени, в то время как попаданцы чаще всего не имеют такой возможности. По сути попаданцы за счет вышесказанного относятся больше к фэнтези, за счет ничем не обусловленного перехода не пойми куда, хотя и здесь, наверняка, есть свои исключения.
Хронофантастика часто соединяется с альтернативной историей, Один из самых популярных сюжетов в хронофантастике — герой из настоящего, попавший в прошлое, изменяет ход истории (у попаданцев этот ход тоже самый частый, в основном герои попадают в ВОВ или Первую мировую, либо другой значимый для нашей истории промежуток времени.Также часто встречаются книги о параллельных мирах, образовавшихся из-за различного развития во времени, и людях, путешествующих между ними или даже контролирующих их развитие.
Слово хроноопера является синонимом хронофанастики. Из-за злоупотребления этими приемами в развлекательной фантастике, жанр получил такое прозвище (по аналогии с космооперой). Заезженная тема вначале и середине 20 века обрела второе дыхание в пародиях и иронической фантастике. Классические примеры — фильмы «Назад в будущее» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Есть много произведений которые относят и к попаданцам и хронофантастике, ярким примером будет 11/22/63 Стивена Кинга, где фигурирует портал, а не машина времени, да еще и работает по своим правилам (последнее произведение у Кинга, которое мне действительно понравилось). И всё же это хронофанстика, из-за того, что это именно путешествие во времени, причем не в единственном числе (не хочу спойлерить)
«…и грянул гром» Рэя Брэдбери тоже является прекрасным эталоном хронофантастики, да еще и с прекрасным, на мой взгляд, финалом.
Но всё же больше всех меня поразил Айзек Азимов и его роман «Конец Вечности». Я настоятельно рекомендую его к прочтению, если вы любитель фантастики, а даже если и нет, то книга действительна прекрасна написана и имеет нетривиальный сюжет даже для нашего времени (написан роман в 1955). Многие мои знакомые говорили, что даже перечитывали её, за счет того, что в книге еще и «хороший язык» и стиль повествования.
Стоит упомянуть и Кира Булычева с его повестью «сто лет тому вперед», ведь многие знают прекрасную экранизацию 1985 года с детства. (Гостья из будущего)
А также мне понравился роман «Стальная крыса спасет мир» Гарри Гаррисона, далеко не худший пример фантастики.
В конце стоит уточнить что есть такая позиция, как делить хронооперу и попаданцев в несколько ином свете, то есть использовать значение хронооперы как сочетание путешествия во времени с неправдоподобным исторически, "опереточным" сеттингом. К примеру «Янки из Коннектикута" вполне себе хроноопера, а "Машина времени" Уэллса – нет. При том что, казалось бы, первый это о попаданце, а второй как раз хронофантастика. В общем в любом случае каждая позиция имеет право на свое существование, можете рассказать свою, если хотите, я бы с удовольствием прочел.
Самое главное не сравнивать какой жанр лучше, а какой хуже, ведь всем нам нравятся разные вещи и именно поэтому у нас так много выбора что прочесть в этот прекрасный день, удачи вам в поиске литературы и надеюсь, что у вас будет время её прочесть, спасибо за внимание.
Спасибо за прочтение. Если вам понравилось, то обязательно подпишитесь, здесь мы будем вспоминать прекрасных авторов прошлого, узнавать о новых, предаваться музыкальной ностальгии и рассуждать о кино.