Найти в Дзене
Наблюдательница жизни

Казимир Малевич и его вторая жена Софья Рафалович

Свадьба Казимира Малевича с шестнадцатилетней Казимирой была яркой и сулила упоительное счастье, но дальнейший брак показал, что отношения обречены. Семья развалилась, а художник даже не пытался ее спасти. Для него первостепенно было искусство и общество. Об этом я недавно писала статью, ссылку оставлю в конце этого рассказа.

Когда Казимира оставила двоих детей заведующему хозяйством больницы (где она работала) Михаилу Фердинандовичу Рафаловичу, и уехала на Украину, помогать выхаживать больных от черной оспы, ее муж Казимир Малевич приехал к детям.

Его внимание привлекла прелестная дочь заведующего - Софья Михайловна Рафалович.

От романтических чувств к Казимире не осталось ничего и художник начал активно ухаживать за понравившейся барышней. Ему нравилось, что Софья готова была растворяться в нем, все для него делать и не высказывать недовольство. Ее можно было назвать идеальной спутницей для творческого человека. Она умела приспосабливаться и наступать на горло своим интересам...

К 1911 году Софья и Казимир начали жить вместе, но никак законные супруги, так как развод тогда получить было сложно.

Единственное фото Казимира Малевича и Софьи, что я нашла.
Единственное фото Казимира Малевича и Софьи, что я нашла.

Дети Малевича от первого брака некоторое время находились, то с отцом, то с матерью.

В 1913 году Казимира вернулась за детьми и забрала их к себе на Украину. Через год женщина снова привезла детей отцу и оставила их с ним на год.

Период проживания с детьми Малевича оказался тяжелым для Софьи. Она вместе с Казимиром жила тогда в Кунцево. У них была прекрасная и размеренная жизнь, куда по ее представлениям не вписывались дети мужа.

Казимир Северинович любил детей. И своих и чужих, он легко находил общий язык с любой детворой. Но особенно был нежен со своей дочерью Галей. Любил держать девочку на коленях, расчесывал ей волосы, сам заплетал косички. Мог даже пришить ей пуговицу к кофточке. Наблюдать за этим Софьи было очень больно. Она ничего не могла поделать со своими эмоциями и испытывала сильнейшую ревность.

Софья Рафалович хотела иметь своих детей, упрашивала Малевича, но тот считал, что еще не время, и она мирилась с этим.

У художника начался период расцвета творчества и создания его самых известных произведений.

Софья Михайловна родила лишь в 1920 году. В тяжелое и голодное время на свет появилась дочь Уна. Увы, насладиться вдоволь материнством Софье не пришлось. Она умерла в 1925 году. По воспоминаниям родственников у нее обострился туберкулез, из-за того, что она обливалась холодной водой, стоя на мраморной плитке.

Уне было всего пять, когда матери не стало. Она почти не запомнила ее. Сохранилось лишь воспоминание с похорон, когда девочка сказала: "Противное какое Ромашково: увезли дедушку, и теперь увозят маму.". В Ромашково находилось кладбище.

После смерти Софьи Михайловны Казимиру Севериновичу некогда было заниматься воспитанием дочери и он оставил ее с бабушкой Марией Сергеевной (мать Софьи) и тетушкой. К ним приезжал наездами.

Касательно судьбы детишек от первого брака, то первенец Малевича (сын Толя) в 1915 году заболел брюшным тифом. Его мать трудилась в больнице, мальчик туда часто бегал и, когда вспыхнула эпидемия тифа, он заразился. Казимира Ивановна тоже заболела и они оба слегли дома.

Для десятилетней Гали начался истинный ад.

Толя скончался, мать лежала в бессознательном состоянии, к ним в дом никто не заходил. Ночью в холодном доме освещения не было. Галя сидела одна с трупом и слушала тяжелое дыхание больной матери. Однажды перепуганная девочка выскочила из дома в темноту и плача побежала по улице. Навстречу ей попался гимназист, остановивший Галю и приведший к своим родным. Родители гимназиста подняли шум, Толю похоронили, к Казимире Ивановне пригласили врачей.

Позже Галя тоже заразилась, но ей в отличие от брата, повезло и она выжила. Дочь писала письма отцу, но мать не отправляла их и сама не извещала бывшего мужа о произошедшем. Некоторое время художник пребывал в неведении, что его сын умер.

Интересно, что Казимир Малевич не считал нужным рассказывать Уне о том, что у нее есть сестра Галя. Сестры познакомились лишь перед смертью Казимира Малевича.

Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь