Рынок подкастов растёт – к таким выводам пришёл Яндекс в своём последнем исследовании. К ноябрю 2021 года хотя бы один раз подкасты слушали уже 16 миллионов человек. По сравнению с 2017 годом, временем, когда подкастинг только набирал популярность на российском медиарынке, частотность поисковых запросов со словом «подкаст» выросла.
Пик популярности подкастов пришелся на 2020 год – тогда «Яндекс Музыка» зарегистрировала более тысячи новых подкастов. Одна из причин такой популярности – усталость аудитории от визуального компонента.
Также Яндекс отмечает, что подкасты категории «Бизнес и работа» занимают третье место по востребованности среди аудитории.
Компании используют подкасты, чтобы:
- задавать тренды и быть признанным экспертом в своей области;
- нативно рассказывать про свой продукт;
- находить новых партнёров для бизнеса и расширять круг деловых связей.
Подкастинг подойдёт компаниям с лояльной аудиторией, готовой использовать разные каналы коммуникации с бизнесом. Это не самостоятельный способ продавать, а инструмент прогрева и повышения вовлечённости аудитории.
Как самостоятельно записать подкаст?
Прежде всего необходимо предельно чётко обозначить тему будущего подкаста. Важно помнить, что рынок подкастов – это рынок полезной, экспертной информации.
Соответственно, тему подкаста можно сформулировать по следующему шаблону: «с помощью какого инструмента клиент бизнеса решит ту или иную проблему».
После необходимо написать сценарий. Наговаривать подкаст экспромтом сложно, сценарий поможет структурировать мысли и не забыть ни одного тезиса.
3 вида сценариев для подкаста:
- Сценарий-пьеса. В нём отмечают только ключевые вехи записи. Этот тип больше напоминает карту, где отмечена последовательность важных этапов сюжета. Такой сценарий подойдёт, если в одном подкасте планируется освятить несколько тем или же пригласить несколько спикеров.
- Сценарий-статья. В нём подробно расписан весь текст, который зачитывает спикер. Такой подход помогает избавиться от страха микрофона и не забыть ни одной важной детали. При этом важно следить, чтобы текст сценария был максимально приближен к устной речи – не пресыщен сложными предложениями, не содержал деепричастных и причастных оборотов, инверсии.
- Сценарий-план. В нём прописываются только тезисы. Это промежуточный тип между статьёй и пьесой. Он оставляет простор для импровизации. Этот вид сценария можно использовать, если планируется одномоментная запись нескольких спикеров.
Следующий шаг – подготовка помещения и оборудования
В помещении не должно быть поверхностей (мебели), от которых может отражаться звук. Если не убрать отражатели, то эхо может создать ощущение записи в трубе, и это ухудшит качество итогового продукта. Снизить гулкость можно с помощью тяжёлых плотных штор, ковров и мягкой мебели – эти предметы «гасят» звук. Также существуют специальные ширмы – их можно приобрести в магазинах звукозаписи.
Подготовить помещение необходимо потому, что большинство USB-микрофонов – конденсаторные. Для подкастов лучше приобрести конденсаторный микрофон.
Набор оборудования на начальном этапе может быть минимальным. Диктофон, петличный микрофон с подключением к смартфону или ноутбуку, USB-микрофон.
Обязательной тратой должен стать поп-ап – он смягчит взрывные согласные «п», «б» и «т», произнесение которых может создать эффект «заплёвывания» микрофона. Наушники же помогут контролировать чёткость и громкость звука. Также необходима стойка – чтобы зафиксировать микрофон в одном положении и обеспечить ровность звука.
Также все необходимое оборудование для записи подкастов есть в студиях. В них можно записать пробный выпуск.
Последний шаг – монтаж
Из черновой записи необходимо удалить все оговорки, паузы и громкие вздохи. Можно удалить те высказывания и тезисы, которые не относятся к теме подкаста. Также необходимо убрать посторонние шумы, повысить чёткость звука, добавить музыку и эффекты. Самому смонтировать подкаст можно в бесплатных программах: Audacity, GarageBand или Edjing Mix.
После остаётся только опубликовать подкаст. Сделать это можно на сайте компании или на специализированных площадках, например, на бесплатных агрегаторах CastBox или Mave.