Найти в Дзене
Евгений Маслак

Сплав по Москве-реке, 3 дня, 2 ночи, октябрь 2006 года (и загадочный мост в Горках-10)

Настало время решительно покончить с проходимой частью верховьев Москвы-реки, решили мы! И отправились в третий поход. На этот раз - вдвоем, но на двух лодках.

Продолжили там же, где заканчивали в прошлый раз - от железнодорожного моста Большого Кольца. У меня с собой по причинам, которые я больше не помню, был только один пленочный фотоаппарат с заправленным в него одним рулончиком черно-белой пленки.

"Судового журнала" как такового тоже не осталось, пришлось восстанавливать последовательность событий по памяти (это спустя почти 16 лет после заплыва!), фотографиям, обрывкам записей в старом ЖЖ и геоинформационным ресурсам.

В итоге что-то я примерно вспомнил, что-то легко и быстро нашел, с чем-то пришлось повозиться, а на что-то - забить.

Отчалив от моста БМО вечером, и вроде бы даже уже в сумерках (осень, дни уже короткие) мы доплыли до ближайшего острова и там разбили лагерь. По причинам, о которых можно только догадываться, мы нарекли сей остров - "Навозным".

01. Лагерь на острове навозном и приготовление завтрака.
01. Лагерь на острове навозном и приготовление завтрака.

В этот раз мы костры не разжигали, а готовили на газу, на такой вот экзотичной старой советской плитке с мини-баллонами! Очень солидная, надо сказать, конструкция, хотя и запомнилась несколько капризной и громоздкой. Современных газовых туристических горелок с компактными тонкостенными баллонами у нас еще тогда не было, да и мыслей об их покупке еще пока не возникало - мы только начали получать свой туристический опыт.

02. Предполагаю, что это вид с острова Навозного на Звенигород. Но это не точно - однозначно положение острова и место съемки этого кадра я так и не установил.
02. Предполагаю, что это вид с острова Навозного на Звенигород. Но это не точно - однозначно положение острова и место съемки этого кадра я так и не установил.

03. Один из кочующих водных ежей решили заматереть, превратился в дикобраза и остался зимовать в Москве-реке.
03. Один из кочующих водных ежей решили заматереть, превратился в дикобраза и остался зимовать в Москве-реке.

Отчалили от Навозного и без приключений догребли до места привала на обед. Летом бы тут было не протолкнуться от людей, а сейчас благодать - ни души вокруг.

04. Причалили на привал на небольшой пляж.
04. Причалили на привал на небольшой пляж.

05. Пляж небольшой, но благоустроенный. Ну, почти.
05. Пляж небольшой, но благоустроенный. Ну, почти.

06. Даже контейнер для мусора виднеется, правда вдали.
06. Даже контейнер для мусора виднеется, правда вдали.

07.
07.

08. Рядом есть небольшой приток Москвы, через него - мостик.
08. Рядом есть небольшой приток Москвы, через него - мостик.

09. А вот и столик с лавками, как раз для обеда удобно. Рядом, как полагается - огромная куча мусора.
09. А вот и столик с лавками, как раз для обеда удобно. Рядом, как полагается - огромная куча мусора.

10. Даже мангал есть. Центровое место! Я примерно так почувствовал, что это все в районе Мозжинки.
10. Даже мангал есть. Центровое место! Я примерно так почувствовал, что это все в районе Мозжинки.

И снова плывем от привала до заката, без фоток. Находим остров, разбиваем лагерь. Островок совсем маленький, ни единого деревца. Но нам деревья не нужны - у нас есть газ! Нарекаем сей остров - "Голым".

Утром - красивый туман, развеивающийся на глазах. Но пофоткать в тумане я все же успеваю.

11. Вид на наш лагерь, остров Голый - как он есть!
11. Вид на наш лагерь, остров Голый - как он есть!

И только сейчас, спустя 16 лет, я понял, что ночевать нам довелось в весьма непростом месте - возле пастбищ Московского Конезавода №1 и усадьбы Горки-10! Следующие фотографии, снятые чуть ниже по течению острова Голый, изрядно поломали мне мозг при попытках определить точки съемки.

Дело в том, что на паре фотографий отчетливо виднеется немаленький мост через Москву-реку, да еще и автомобильный (на одной из фоток по мосту едет ЗиЛ-мусоровоз или что-то очень похожее).

Смотрю современную карту - нет такого моста. Смотрю исторические снимки на pastvu и старые космоснимки - нет моста. Лазаю в историческом слое на Викимапии - нет моста! Но мост то есть, вот он, на двух фотографиях.

В итоге по характерным ориентирам на местности определил, что кадры сняты возле пляжа у самого забора усадьбы, а мост был временный, причем использовался примерно тогда же, когда на ремонте был Успенский мост (известный благодаря приключениям Бориса Ельцина).

После этого на одном из космоснимков нашлись и подъезды к загадочному мосту, но самого моста на этом снимке уже не было (а может и еще не было, если датировка снимка неверна).

12. Пляж у пастбищ Конезавода, лес на территории усадьбы Горки-10, загадочный временный мост и грузовик на нем.
12. Пляж у пастбищ Конезавода, лес на территории усадьбы Горки-10, загадочный временный мост и грузовик на нем.

Шутки-шутками, а фотки по своему уникальны - других фото этого моста, как и упоминаний о нем я с ходу нигде не нашел!

13. Загадочный мост в Горках-10. И рыбак.
13. Загадочный мост в Горках-10. И рыбак.

14. Ограда пляжа.
14. Ограда пляжа.

15.
15.

16.
16.

17. Пастбища Конезавода №1.
17. Пастбища Конезавода №1.

18.
18.

19.
19.

20.
20.

21. "Косматый папа вывел сына на берег реки".
21. "Косматый папа вывел сына на берег реки".

22.
22.

Пора отчаливать от пляжа Конезавода (или это был пляж Горок-10?) и плыть дальше. А дальше было то, что пропускать нельзя - заброшенная насосная мелиоративная станция при совхозе "Горки-2"!

Сооружение построено в 1975 году с размахом - в статье на Википедии про архитектора Блюма написано, что на станции имелся аж "демонстрационный зал для правительственных делегаций"!

Ну а с 1990-х станция заброшена, стоит руиной и является популярным объектом для посещения туристами. Посетили ее и мы.

23. "Насосная станция с демонстрационным залом для правительственных делегаций".
23. "Насосная станция с демонстрационным залом для правительственных делегаций".

24.
24.

25.
25.

26. Внутри станции есть не только зал делегаций, но и даже автомобиль!
26. Внутри станции есть не только зал делегаций, но и даже автомобиль!

27.
27.

28. Можно было перетащить лодки и поплавать в "подвале" станции. Но мы не стали.
28. Можно было перетащить лодки и поплавать в "подвале" станции. Но мы не стали.

29. Мы покинули руины монументального сооружения и поплыли дальше.
29. Мы покинули руины монументального сооружения и поплыли дальше.

Правда, пленка у меня закончилась - как раз на руинах насосной станции. Да и снимать дальше было нечего. Впереди были километры гребли по реке с еле заметным течением, а вокруг - злые, неприветливые заборы государственных резиденций.

В такой вот обстановке мы к вечеру доплыли до деревни Жуковка. Местная публика из высшего общества не очень удивилась нашему виду, их вообще ничем не удивишь. По Усовской ветке на электричке мы уехали домой, в Москву.

А за спиной было три похода, 9 дней, 7 ночей и аж 140 километров по Москве-реке от поселка МИЗ под Можайском до деревни Жуковка на Рублевке!