Гуляя по Тбилиси увидел вот такой минипикет: двое людей с стояли с плакатом, на котором был портрет бывшего президента и хэштег "освободите Саакашвили". Выглядело это довольно жалко и бесполезно.
При этом люди были явно славянской внешности, а у мужчины была майка с русской надписью. Я ещё подумал: "Ну, вот какой смысл стоять вдвоём и терять время? Можно подумать, нынешняя власть увидит их и передумает, признает результаты суда ошибочными и освободит".
Чтобы подобные решения отменялись или пересматривались, нужны более серьёзные основания, чем парочка сочувствующих. Сочувствущие есть даже у психопата Бревика, перестрелявшего детей в Норвегии. Так что подобные пикеты бред и бессмысленность. Но стало интересно, как сами грузины относятся к своему бывшему президенту.
На самом деле, кто для нас Саакашвили? Тиран, напавший на Южную Осетию, экзальтированный, эксцентричный, комично жующий галстук. Политик заигрывающий с Европой и США, отвернувшийся от России. Не самый приятный портрет.
Но катаясь по Батуми с таксистом, спросил как ему живётся сейчас и хорошо ли жилось при Саакашвили.
"Посмотри", – таксист указал на красивый ночной город, – "это всё сделал Саакашвили. До этого Батуми стоял в развалинах, после распада СССР. Миша был человек! Порядок был. Пенсии выплачивали. Старикам в сёла почтальоны на дом деньги привозили. Полиция была такой, что я машину во дворе оставлял открытой, а сейчас во дворе одни шприцы наркоманские. Гашиш узаконили, дети в школах эту дурь курят, это нормально?" Мы подъехали к перекрёстку, где стоял полицейский-регулировщик и курил. "Видишь", – продолжил водитель, – "курит на посту, ремень не затянут, штаны висят. Стыдно смотреть".
Я спросил, почему же тогда его убрали. Он ответил с долей самоиронии: "Видишь ли у нас, у грузин, в каждой семье есть хотя бы один блатной. А он начал блатных сажать. Многим влиятельным семьям это не понравилось..."
Из этой беседы я понял, что таксисту при Саакашвили жилось лучше, чем сейчас. Другой разговор с таксистом у меня состоялся в Тбилиси. Он был на поколение моложе батумского.
"Тяжело сейчас", – пожаловался он, – "многие ровесники мои сбегают в США". Я спросил, почему именно в США, там какой-то упрощённый въезд для грузин? "Нет, какой там упрощённый въезд. Через Мексику нелегально въезжают. Есть схема. В Тбилиси работы мало. Платят мало. Дорого всё. Кто-то живёт хорошо, но большая часть народа бедствует". Я спросил, а было ли лучше при Саакашвили. "Я не берусь оценивать. Но если и было лучше, то незначительно".
Третий разговор у меня состоялся с гидом. Он по образованию историк и дал более развёрнутый ответ, с оценкой деятельности бывшего президента.
Я сделал комплимент Тбилиси, сказал, что город очень красивый и уютный. Гид сказал, что это результат трудов сумасбродного Саакашвили. Это при нём проводились масштабные реставрации, велось новое строительство и создавалась туристская инфраструктура. И, вообще, было больше порядка.
Мне стало интересно: а за что его тогда посадили? Гид ответил так: "Ну, за всё хорошее, что он сделал, мы ему благодарны, но если ты преступник, и суд это доказал, ты должен сидеть в тюрьме. Это и есть демократия, когда все, включая президента, могут быть преданы суду и отвечать за свои дела по закону".
Я спросил, что сумасбродного в том, чтобы восстанавливать страну и вести новое строительство?
Гид ответил, что в строительстве и ренновации города ничего сумасбродного нет. Но идея Саакашвили заключалась в том, чтобы сделать туризм – основной статьёй национального бюджета. Под это он брал огромные, неподъёмные для страны кредиты у мировых банков, которые теперь нужно отдавать и обслуживать. А ни одна страна не должна существовать исключительно за счёт туризма, и годы КОВИДа это доказали".
Я подумал, что в этом есть смысл. Действительно, даже в Турции, где собаку съели на туризме, эта отрасль по размеру доходов является лишь третьей в бюджете, при этом сильно отставая от первых двух мест, которыми являются сельское хозяйство и лёгкая промышленность.
Будь в Грузии развитое сельское хозяйство и лёгкая промышленность, им было гораздо проще пережить годы КОВИДа. А люди не бежали бы через Мексику в США, из очень красивого и уютного Тбилиси.
Я ещё несколько раз поднимал эту тему среди простых грузин. В целом мне показалось, что большинство считало, что при Саакашвили жилось лучше. Впрочем, вполне возможно, что сейчас стало жить хуже благодаря его же недальновидной политики в отношении экономики, не выдержавшей испытание КОВИДом.
Впрочем, если жизнь в стране наладится, и люди заживут хорошо, то следующие поколения, которые не застали трудностей, будут скорее благодарны ему за красивые города, хотя фактически за эти города придётся расплатиться их родителям...