«Нобелевский лауреат» - звучит гордо! Премия, получаемая из наследства Альфреда Нобеля за выдающиеся научные исследования или значительный вклад в культуру – едва ли не самая престижная из международных премий. При этом не слишком афишируется, что основной капитал Нобеля сложился именно в России. Также не слишком известно, что некоторое наследство после великого изобретателя и филантропа досталось и Самаре.
Основой благосостояния Альфреда Нобеля стала, как принято думать, прибыль от торговли изобретенным им в конце 19-го века динамитом. Началось все в 1837-м году, когда его отец - шведский изобретатель Эммануил Нобель, обанкротившись и спасаясь от долговой тюрьмы, убежал в Россию.
Здесь он, не теряя времени даром, разработал новую технологию производства морских мин, продемонстрировал лично императору Николаю Первому, впечатлил государя – и получил казенные средства на строительство литейного завода и механических мастерских «Эммануил Нобель и сыновья». Предприятие на несколько десятилетий стало центром оборонной промышленности России.
Из четверых сыновей Эммануила самым талантливым оказался Альфред, тоже ставший успешным изобретателем. Начав работу в принадлежавшей отцу фирме, через несколько лет стал директором завода по производству взрывчатых веществ, к 1863-му году наладил производство, а в 1867-м получил в Великобритании патент на производство динамита.
«Изобретение» активно использовалось на взрывных работах при строительстве туннелей, плотин и каналов, так что Альфред Нобель быстро разбогател. Но «триумфальное шествие» динамита не мешало ему заинтересоваться совершенно новым делом – нефтедобычей и ее переработкой. Нефть в то время служила в основном сырьем для производства керосина, нужного для уличного освещения. На российском же нефтяном рынке в это время «правили бал» американские компании, ввозившие и продававшие свой керосин – «петроль» - по высоким ценам.
Создав в 1879-м году в Баку «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» с капиталом в три миллиона рублей, братья поставили задачу снизить цены на керосин и расширить ассортимент нефтепродуктов на рынке России. Для транспортировки нефти с Каспия брат Альфреда – Людвиг Нобель – создал гибрид наливной баржи с пароходом, получил таким образом первый самоходный танкер и назвал его «Зороастр».
На этих танкерах нефть и керосин плыли по Каспию, потом – вверх по Волге. Часть продукции шла в Петербург, оттуда – в Ригу , дальше – в Европу. Дальновидные братья предвидели необходимость создания в волжских городах собственной инфраструктуры для обеспечения танкерных перевозок.
Первые «Нобелевские городки» появились в Астрахани и Царицыне, а 13 июля 1883-го года Товарищество объявило о своем желании обосноваться в Самаре. Это сделал доверенный компании Александр Вернер, подав в Самарскую городскую управу прошение о выделении под нефтяные резервуары место на стрелке реки Самары у поселка Щепновка.
Решение управы было, конечно , положительным – помимо пополнения городского бюджета арендной платой и налогами, город получал дополнительные рабочие места. На прилегающих к Волге пустырях построили огромные металлические резервуары ёмкостью в несколько сотен тысяч пудов, обслуживающие курсирующую по Волге флотилию нефтяных танкеров
Вскоре к складам на стрелке провели железнодорожную ветку, а в августе следующего года была открыта вторая нефтебаза Нобелей возле села Батраки (сейчас город Октябрьск). В Батраках, как и в Самаре, построили пристани для нефтеналивных судов, соединенные с линией Самаро-Златоустовской железной дороги, и вскоре самарские базы стали крупнейшими в России перевалочными станциями.
Ну и нельзя не сказать еще об одной стороне нобелевского бизнеса в России – о социальной ответственности работодателя перед рабочим классом. Помимо пристаней, резервуаров и трубопроводов сразу же строилось жилье для постоянного персонала, пожарные депо, столовые, бани, временные общежития для матросов, школы и детские сады. На территории базы работал водопровод от собственной скважины, а водоснабжение и канализация квартир в то время вообще были неслыханной роскошью.
Поселок в Батраках был обустроен еще более капитально – помимо жилья, водопровода, бани столовой был открыт собственный медпункт и больничный стационар, для персонала судов, стоящих на разгрузке, работала прачечная и парикмахерская.
К началу 20-го века планы «Товарищества братьев Нобель» по вытеснению американцев с российского рынка были полностью реализованы. В 1900-м году основной капитал нефтяного товарищества составлял 15 миллионов рублей, а к лету 1914-го вырос 3,6 раза. На предприятиях компании трудились больше 30 тысяч человек.
После революционных событий 1917-го года склады, базы, предприятия и жилые городки братьев Нобелей были целиком и полностью национализированы – и стали основой нефтедобычи и нефтепереработки страны. Все суда Нобелей, уцелевшие в Гражданскую войну, вошли в состав самарского нефтеналивного речного пароходства «Волготанкер», организованного в целях монопольной эксплуатации танкеров на службе новому государству. Флот был первоклассный - передовой и в судовой архитектуре, и в двигателестроении, и в принципах перевозки. Многие суда работали до середины 20-го века
Кстати, здание, построенное для управления "Волготанкера" в 1937-м году по проекту Александра Ушакова, стало самым "молодым" объектом культурного наследия федерального значения в Самаре.
Прекрасно вписанное в крутой рельеф и расположенное на массивном гранитном стилобате, с которого "ниспадают" лестницы к набережной, гармонично сочетает идеи постконструктивизма с тонко проработанной деталировкой. В гроте у основания раньше находилась скульптура мирно сидящего Сталина, любующегося волжскими просторами.
Нефтяная база на стрелке реки Самары успешно действовала до июля 1948-го года, пока не была уничтожена пожаром. Поселок Щепновка, застроенный «Товариществом», тоже был буквально стерт с лица земли огненной стихией. Сейчас это территория речного порта.
Батракской нефтебазе повезло больше! Строения нефтяной компании функционировали до образования в 1956-м году города Октябрьска, некоторые нобелевские сооружения стоят и сейчас.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете