Китайский автобренд Chery отказался от планов заходить на УАЗ из-за недавнего включения завода в санкционный список ЕС, сообщает издание «Ведомости».
При этом сама идея локализации производства окончательно не отвергнута. Возможно, мы увидим Chery на другой производственной площадке (возможно даже одной из тех, что освобождают уходящие западные бренды).
Вряд ли Chery рискнёт отказаться от размещения производства на таком перспективном для себя рынке. Согласно данным по рынку, китайские автомобили сегодня на 2 месте по популярности в РФ и продукция Chery среди них лидирует (2577 продаж в июле 2022 года). Хотя к этой цифре нужно прибавить ещё 1012 автомобилей суббренда EXEED.
Впрочем, более веской причиной станут даже не продажи, а очередь конкурентов.
Ещё в понедельник министр торговли Ирана Фатеми Амин заявил о тоговности подписать с РФ соглашение по расширению сотрудничества в в судостроительной, авиационной и автомобильной промышленности. В рамках последнего иранская делегация посетила форум (MIMS Automechanika Moscow 2022, где представила седан Iran Khodro Tara и кроссовер Rira.
Эксперты отмечают ряд сложностей с локализацией Iran Khodro в РФ, но выделяют и основное преимущество: Иран, в отличие от Chery, не испугать вторичными санкциями.
При этом Iran Khodro — совсем не заштатный производитель. Да, у нас он пока малоизвестен. Однако сегодня это крупнейший производитель на Ближнем Востоке: более 1 млн транспортных средств в год. Планы у иранцев грандиозные: начать продажи уже с 2023 года и довести продажи до 100 тыс автомобилей в год.
Кроме того, секретарь Координационного совета автомобильной промышленности Ирана Ахмад Галебани предлагает распределить разработку и производство автокомпонентов между Россией и Ираном. Также в проекте хотят участвовать Китай и Турция.
За Ираном маячит Индия, чьи производители (Mahindra, Tata) собираются модифицировать свою продукцию для эксплуатации в российских условиях.
Наконец, наверняка в Chery прекрасно понимают, что если производство не локализируют они, то вместо них на рынок зайдут BYD, FAW Group, Jianghuai или Sokon.
По сути, мы наблюдаем своеобразный исход: доля рынка европейских «тачек» сокращается и переходит в пользу азиатских (Китай, Южная Корея, Индия, Иран, Турция). Причём в силу величины и ёмкости российского рынка такой исход будет означать также подвижки на рынках ряда постсоветских республик (Средняя Азия, Кавказ).
Такой исход не будет одномоментным. Но примерно так же, как мы перестали встречать на дорогах советские «Жигули» и «Запорожцы», уйдёт из РФ и сводный евроавтопром.
Дело не только в отказе от производственных площадок. Куда большую роль играет то, что производители автокомпонентов постепенно переключатся на заказы Iran Khodro, Chery и других производителей. А ведь законодательство предусматривает определённый процент локализации для зарубежных брендов.
В итоге даже если они и захотят вернуться через какое-то время, то сборочные площадки и производство компонентов им нужно будет создавать с нуля. Ну или пытаться изменить законодательство.
Сегодня ситуацию в российском автопроме сложно назвать воодушевляющей. За 7 месяцев 2022 года выпущено 300 тыс легковых авто (500 тыс в январе-июле 2021 года). Да и то — в основном за счет УАЗа и Haval (Тула), поскольку остальные находятся в простое.
Однако опыт санкций 2014 года говорит о том, что справиться с санкциями можно. И не просто справиться, но и создать замещающие производства, превратившись из импортёра продовольствия в экспортёра.
Нынешняя задача проще: не нужно создавать всё с нуля. Производители из Китая, Ирана и Индии стоят в очереди и готовы работать.
#авторынокроссии #россия #китай #экономика