Когда мы говорим о неопределенности, то подразумеваем трудности с обнаружением причинно-следственных связей. Чем сложнее увидеть эти связи, тем выше неопределенность. Это можно представить в виде шкалы:
1️⃣ Порядок – самый низкий уровень неопределенности. Здесь всё предельно ясно: сделай A – получишь Б.
2️⃣ Сложность. Причинно-следственные связи трудно проследить, и часто нужна помощь специалиста, чтобы это сделать. Например, лет десять назад достаточно было нанять крутого, опытного маркетолога, чтобы наладить продвижение бизнеса.
3️⃣ Запутанность. Причинно-следственные связи получается обнаружить только после наступления события. От современных маркетологов вы гораздо чаще услышите: «Сложно предсказать, как это сработает, надо тестировать». Это потому, что общество изменилось и старые маркетинговые приемы перестали работать.
4️⃣ Хаос – самый высокий уровень неопределенности. Связь между причиной и следствием проследить практически невозможно. Тяжело взаимодействовать и что-то осмысленно и запланированно доводить до конца.
Люди всегда стремятся двигаться от хаоса к порядку. Особенно это касается предпринимателей, потому что хаос означает конец бизнесу.
Но вы наверняка заметили, что с каждым годом приходится прикладывать всё больше усилий для наведения порядка в компании, и в первую очередь это касается персонала. Людьми стало сложно управлять.
Причина в том, что сама жизнь ускоряется, изменяется, а вместе с ней меняются и люди. Посмотрите на молодое поколение сотрудников – они совсем другие. Они в меньшей степени признают авторитеты и чаще подвергают сомнению решения руководителей. Вертикальные линии управления слабеют, и лидеры теряют контроль.
Как управлять в таких условиях? Вот несколько советов.
✅ Встать на одну «горизонталь» с подчиненными
Иными словами – взаимодействовать на равных, а не командовать. Старайтесь создавать дружескую атмосферу в коллективе, чаще интересуйтесь мнением сотрудников, устраивайте мозговые штурмы.
✅ Научитесь понимать людей
Без понимания своих сотрудников не получится эффективно с ними взаимодействовать. Найдите подходящие вам источники знаний, которые помогут повысить свои компетенции в сфере найма и управления.
✅ Ищите перформеров
Напомним, кто такие перформеры: это люди, которые естественным образом видят конечный результат любой деятельности (продукт). Они САМИ видят то, что нуждается в улучшении, и САМИ могут подобрать нужные действия.
Перформерам в меньшей степени нужно чужое руководство для достижения результата. А учитывая ослабление вертикальных связей управления, присутствие перформеров в команде очень помогает собственнику в развитии бизнеса.
Как понять, перформер перед вами или нет? Объясните человеку понятие «продукт» (конечный ожидаемый результат деятельности) и приведите пару примеров: продукт горничной – чисто убранное помещение, а продукт пекаря – вкусно выпеченный хлеб. Затем задайте вопрос: «Как ты думаешь, за что мы тебе платим? Какой ты производишь продукт?»
Вы увидите, что большинство людей будет перечислять свои обязанности, и лишь единицы назовут конечный результат. Последние обычно и есть перформеры.
Точно выявить перформеров помогает наш авторский инструмент «Интервью на продуктивность», который можно изучить на наших тренингах.
Подведем итог. Главное в условиях неопределенности – это взаимодействие с людьми. Учитесь управлять, не командуя, старайтесь лучше понимать своих сотрудников, а также ищите тех, кто способен самостоятельно достигать результатов. Успехов!