Найти в Дзене

"ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ" | НАГОТА, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И CОВЕТСКОЕ КИНО

Продолжая рассказ о творчестве выдающегося советского режиссёра Ричарда Викторова, невозможно не рассказать о проекте его жизни, проекте, по которому его сейчас, в основном, помнят и за который его благодарит уже не одно поколение зрителей - о фантастическом фильме "Через тернии к звёздам".
Обязательно загляните в первую часть моего материала о Ричарде Викторове и его дилогии "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", которую вы можете найти ВОТ ЗДЕСЬ! 1. Подход Ричарда Викторова к съёмкам высоко оценивали очень многие его коллеги. Викторов старался добиться в своих картинах максимального реализма - даже располагая не самыми большими бюджетами и не самой профессиональной командой (об этом подробнее поговорим ниже). Кир Булычёв вспоминал: Ему удавалось то, что не получалось у других режиссёров. Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. <…> С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посв

Продолжая рассказ о творчестве выдающегося советского режиссёра Ричарда Викторова, невозможно не рассказать о проекте его жизни, проекте, по которому его сейчас, в основном, помнят и за который его благодарит уже не одно поколение зрителей - о фантастическом фильме "Через тернии к звёздам".
Обязательно загляните в первую часть моего материала о Ричарде Викторове и его дилогии
"Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", которую вы можете найти ВОТ ЗДЕСЬ!

1. Подход Ричарда Викторова к съёмкам высоко оценивали очень многие его коллеги. Викторов старался добиться в своих картинах максимального реализма - даже располагая не самыми большими бюджетами и не самой профессиональной командой (об этом подробнее поговорим ниже). Кир Булычёв вспоминал:

Ему удавалось то, что не получалось у других режиссёров. Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. <…> С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учёными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьёзным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников — операторов, художников-комбинаторов…
Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, там же) — русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист и литературовед. Историк и востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Кир Булычёв — один из самых популярных советских фантастов. Его самое известное произведение — цикл детских книг о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, оказавший большое влияние на российскую популярную культуру. Однако он написал и множество фантастики для взрослых, научных трудов и стихов. Книги Булычёва были экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого российского фантаста
Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, там же) — русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист и литературовед. Историк и востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Кир Булычёв — один из самых популярных советских фантастов. Его самое известное произведение — цикл детских книг о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, оказавший большое влияние на российскую популярную культуру. Однако он написал и множество фантастики для взрослых, научных трудов и стихов. Книги Булычёва были экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого российского фантаста

Именно в соавторстве с создателем Алисы Селезнёвой создал историю, которая стала его magnus opus, картину "Через тернии к звёздам".
Фильм начался с идеи режиссёра снять фильм для зрителей всех возрастов о реальных проблемах сегодняшнего дня:
"выведении организмов с заранее заданными свойствами" и взаимоотношениях человека с окружающим миром. Режиссёра живо интересовали проблемы экологии и судьбы нашей планеты. Он не претендовал на научное прогнозирование будущего - он хотел показать достоверный мир с достоверными персонажами, которые стали бы предостережением для жителей Земли.

2. "Через тернии к звёздам" стали первым советским фильмом, в котором показан образ клонированного человека. Этого самого человека - неземную женщину по имени Нийя - создатели фильма искали едва ли не по всему Советскому Союзу. Они бы продолжались и дальше, если бы Викторов и художник фильма, Константин Загорский, не увидели бы в журнале мод фотографию манекенщицы Елены Метёлкиной. Выбор был сделан...

Елена Метёлкина в жизни и в кино
Елена Метёлкина в жизни и в кино

Вопреки распространённому мнению, "Тернии" не были первым фильмом манекенщицы из ГУМа. Ещё в 20-летнем возрасте, в 1973-м, она сыграла в эпизоде лирической комедии "Берега", которую теперь уже мало кто помнит... собственно, как и об участии Метёлкиной в нём.
В остальных ролях были задействованы актёры, уже не раз снимавшиеся у Викторова -
Игорь Ледогоров, Надежда Семенцова (бывшая женой режиссёра), Валерий Носик.

3. Как и в случае с фильмами "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", перед работой над "Через тернии к звёздам" была проведена большая работа. Консультантами ленты выступили лётчик-космонавт Владимир Шаталов и доктор технических наук Лев Лупичёв. Именно консультанты подсказали режиссёру, что форма космического корабля в виде диска более перспективна, чем сигарообразная, и режиссер пересадил своих героев на "летающие тарелки".
Несколько технических задумок команде так и не удалось осуществить. Робот Бармалей, участвующий с героями в космических приключениях, изначально планировался более реалистичным "железным человеком". Но первую конструкцию реквизитор сварил из железных вёдер, проигнорировав режиссёрские эскизы, и Викторов её отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств, и робота сделали надувным.
Другой обидной потерей для фильма стал флаер - аппарат, который спускает Нийю и нашедшего её космонавта Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но на реализацию такого технического новшества студия денег не дала.

Для написания музыки к фильму был ангажирован, не побоюсь этого слова, гениальный советский композитор Алексей Рыбников. Он создал для фильма несколько запоминающихся тем, самыми красивыми из которых, на мой взгляд стали начальная "Свет звёзд" и, конечно же, "Гроза".

4. Уже непосредственно во время съёмок были придуманы многие технические средства и трюки, показанные в фильме. Так, вездеход, на котором земляне исследуют планету Десса, изготовили на Ялтинской киностудии из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей самолёта. А биомассу, агрессивную субстанцию, пожирающую всё живое на своём пути, изготовили там же из противопожарной пены и муки. В массу эту были погружены аквалангисты, которые и приводили её в движение.

Биомасса с погруженными в неё специально обученными людьми
Биомасса с погруженными в неё специально обученными людьми

Необычный и жутковатый вид ландшафтов Дессы был получен за счёт использования технической спектрозональной киноплёнки "СН-6М", один из эмульсионных слоёв которой обладает светочувствительностью к инфракрасному излучению.
Сейчас виды Дессы из фильмов больше напоминают кинохронику ликвидации чернобыльской катастрофы. По иронии судьбы, место, где Десса снималась - в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода неподалёку от города Исфары, Таджикистан - изначально было облюбовано
Андреем Тарковским, который собирался снимать там своего "Сталкера". В итоге Тарковский и его команда перебрались в Эстонию, а Викторов со своей командой забрались в Таджикистан.
Вскоре киношникам повезло стать свидетелями реального землетрясения в 4,5 балла по шкале Рихтера. Часть кадров с ним вошли в фильм.

5. Часть эпизодов фильма снимались в Крыму. Так, например, дом космонавта Лебедева - это Ялта. В том же славном городе, в бассейне гостиницы Ялта, снималось исследование разрушенного инопланетного корабля. Группа использовала специальные водолазные костюмы, которые не выпускают отработанный воздух. Для работы под водой заказали специальные осветительные приборы. Но в воде лампы начали взрываться, и это было очень опасно. В итоге пришлось отказаться от всех сцен с погибшей планетой Океан, где, по первоначальному варианту сценария, герои охотились на подводное чудовище.

Ялтинский дом из фильма
Ялтинский дом из фильма

Вообще Ричард Викторов оставил для нас весьма эмоциональный дневник, в котором весьма точно и подробно изложил всё то, что его не устраивало в съёмочном процессе. В первую очередь, он жаловался на безответственность многих сотрудников, а также на плохое качество поставляемого оборудования:

Съемка в бассейне прошла хорошо, но опять вышли из строя четыре лампы, погорев под водой две минуты... Первый отсек сделан плохо... Чернота сделана бездарно. Все мажется, пачкается. Лампы горят, выходят из строя одна за другой. Приходится на ходу в воде создавать ощущение разрушенной Гайи. Кино не мыслимо без техники. А НИКФИ (Научно-исследовательский Кино Фото Институт) нам по сути дела сорвал съемки невесомости. Великое свинство – безответственность... Считаю, что то, что сняли без ЧП этот бассейн – удивительно. Испорченные лампы, плохой бокс для камеры без аккумуляторов, плохая краска в декорации и т.д. и т.п.

6. Однако не все непоказанные моменты фильма не удалось показать из-за технических ограничений. В фильм вмешалась цензура. Так, по первоначальной задумке сценаристов Нийя должна была быть полностью лысой и у неё должен был отсутствовать пупок. Однако комиссия Госкино отвергла подобные предложения, сочтя такие черты неподходящими для главной героини фильма. Именно поэтому на Нийе появилась белёсая короткая стрижка. Смущал цензоров также и эпизод на пляже, где героиня Елены Метёлкиной показана обнажённой.

Рабочий момент со съёмок сцен на пляже
Рабочий момент со съёмок сцен на пляже

Однако наибольшее внимание цензоров вызвал титр, которым создатели хотели фильм закончить: "Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня". Подобный призыв к землянам хоть и пронимал, но уж очень не по-советски звучал. Кир Булычёв вспоминал по этому поводу:

"Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято"

Естественно, фразу вымарали. Позже, всё-таки, вернули... но об этом позже.

7. Фильм "Через тернии к звёздам" вышел в советский прокат в 1980-м году - в один год с выходом на западе пятого эпизода "Звёздных войн", "Империя наносит ответный удар". "Звёздные войны", конечно, в СССР не прокатывали, но советским зрителям и без них было весело. Новая картина Ричарда Викторова получила восторженные отзывы как критиков, так и зрителей, быстро закрепившись в статусе блокбастера.

-10

Критик Всеволод Ревич, обозревая письма читателей, пришедшие в журнал "Советский экран", пишет, что если объединить эти письма, то получится квалифицированная рецензия на фильм. Читатели дали восторженную оценку и фильму в целом, однако отдельные читатели обратили внимание на "несуразные „мелочи“", вроде совершенно земных (я бы даже сказал - советских) противогазы на жителях другой планеты, современный аэропорт, который выдаётся за космопорт и многое другое. Возьму на себя смелость вновь отослать вас к дневниковым записям режиссёра - на мой взгляд, в них достаточно чётко указаны причины, почему те или иные эпизоды вышли нереалистично.

8. Помимо увлекательной фабулы и глубокого подтекста, фильм "Через тернии к звёздам" содержал несколько отсылок к другой советской фантастике. Так, на информационном табло космопорта можно заметить название звездолёта "Заря" и пункт его назначения — Альфа Кассиопеи. Этот звездолёт, очевидно, назван в честь звездолёта "Заря" из дилогии Викторова об "отроках во вселенной".

Звездолёт "ЗАРЯ" из фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной"
Звездолёт "ЗАРЯ" из фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной"

Другой пример: упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где "нашли каких-то Странников" — явная отсылка к "полуденному" циклу романов братьев Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе "Гай-до").

9. Война Викторова с киношным начальством за реализм своих картин не могла продолжаться вечно. К началу семидесятых здоровье режиссёра было подорвано. Тем не менее, он всё ещё горел желанием работать. В соавторстве с Булычёвым и режиссёром Юрием Чулюкиным он написал сценарий фантастической комедии "Комета", которую в срочном порядке поехали снимать. Викторов торопился - чувствовал, что осталось ему недолго...

Постер фильма "Комета"
Постер фильма "Комета"

Фильм повествовал о злоключениях киносъёмочной группы в Крыму.
Снимали фильм снимали там же, а на нескольких ролях были задействованы профессиональные режиссёры -
Юрий Чулюкин, Владимир Басов и Павел Арсенов, подаривший нам позже "Гостью из будущего" и "Лиловый шар". и в последний день съёмок Ричарда Викторова свалил с ног инфаркт. Воспользовавшись отсутствием режиссёра, киношное начальство дало команду перекроить фильм. Ответственным за это назначили режиссёра Чулюкина, который также играл в фильме одну из ролей. В результате этих телодвижений Булычёву пришлось вместе с синхронистом подгонять новый текст под движение губ актёров.
"Комета" стала последним фильмом Ричарда Викторова, к тому же, сильно испорченным. Нынешняя зрительская оценка фильма, по данным портала
"КиноПоиск", составляет 4,8 из 10-ти, в то время как оценка "Через тернии к звёздам" превышает 7 баллов из 10-ти.
Ричарда Николаевича Викторова не стало 8 сентября 1983 года. Два месяца он не дожил 54-х лет. Последствия инфаркта и, конечно, вмешательство в его творческий процесс добили режиссёра, который, несмотря на все проблемы, оставил ярчайший след в истории отечественного кино. Не даром эпитафией на могиле мастера стали слова:
"В искусстве своём ты останешься вечным, как вечно познание космоса".

-13

10. В любой другой истории мы бы могли поставить точку, но только не сейчас. Ведь уже в постсоветские времена история фильма "Через тернии к звёздам" продолжилась благодаря сыну мастера, Николаю Викторову.
В 2001 году фильм вышел в обновлённом формате: была проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. Кроме того, в титры была возвращена та самая фраза о гибнущей планете Десса, снятой на Земле.
Версия эта пару раз была переиздана, однако затем, за невостребованностью, была практически позабыта. Сам Николай Викторов позднее официально признал свою ошибку.

8 октября 2015 года в Лондонском музее науки в рамках российской выставки "Cosmonauts. Birth of the Space Age" состоялась премьера полностью восстановленной оригинальной версии фильма "Через тернии к звёздам" - без современных спецэффектов и прочей отсебятины. 28 января 2016 года состоялся премьерный показ в России и встреча с создателями отреставрированного фильма в известном московском кинотеатре "Иллюзион".

Николай Ричардович Викторов (р. 27 декабря 1964 г.) - российский режиссёр художественного и документального кино, сценарист, актёр, монтажёр и продюсер
Николай Ричардович Викторов (р. 27 декабря 1964 г.) - российский режиссёр художественного и документального кино, сценарист, актёр, монтажёр и продюсер

"Через тернии к звёздам" - великое кино. Сочетание философского триллера и увлекательного приключения в космических декорациях до сих пор прекрасно смотрится. Смею надеяться, что на этом фильме вырастет ещё не одно поколение землян... и хоть немного отдалит превращение нашей родной планеты в гибнущую Дессу! И дело здесь не только экологии, но и в душах людей...

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!

#кино #киноискусство #кинематограф #киноссср #советскоекино #фантастика #киноиндустрия #интересныефакты #кирбулычёв #космос