Сегодня мне хотелось бы поговорить о фильмах человека, который подарил миллионам советских и российских школьников мечту о космосе, о далёких мирах, скрытых за пределами нашего мира. Сделал он это во многом вопреки несовершенству земной технике, а также невежеству и грубости, которые, увы, неизбывны в нашем несовершенном мире... Речь, конечно же, идёт о Ричарде Викторове, безвременно ушедшем от нас творце, который, я уверен, мог бы подарить нам ещё больше удивительных миров.
А поговорим мы сегодня о двух его фильмах - фантастических лентах "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". А разговор об эпопее "Через тернии к звёздам" прибережём на следующий раз!
1. Сценарий о подростках, оказавшихся в космосе, создали люди с весьма необычными именами - Авенир Зак и Исай Кузнецов - специально для Киностудии им. Горького, занимавшейся производством кино для детства и юношества. В основном, это были экранизации сказок разных народов, а также различных произведений классики детской библиотеки - Жюля Верна, Роберта Луиса Стивенсона и других. Но страна делала решительные шаги в освоении космического пространства, и в начале 70-х возникла острая необходимость популяризации жанра научной фантастики среди молодого поколения.
Студия Горького планировала поставить по их сценарию небольшое кино с маленьким бюджетом... пока на горизонте не замаячила фигура Ричарда Викторова. Постановщик быстро понял: чтобы снять действительно увлекательное космическое кино для юношества, нужно создать реалистичный мир на экране - а иначе всё это будет смешно и совершенно не правдоподобно. До того снимавший в основном мелодрамы и военные картины, Викторов решил подробнее изучить фантастический вопрос, обложившись книгами и фильмами на эту тему.
На создание фантастического мира требовался, как минимум, миллион советских рублей - сумма по тем временам громадная и выделявшаяся только на очень значимые для страны кинопроекты (скажем, миллион стоил представлявший СССР на многих международных фестивалях и премиях "Солярис" Тарковского).
С боем, криком и крепкими русскими словами, но Викторов отстоял космический бюджет для космического кино, и отправился творить историю.
А Авенир Зак и Исай Кузнецов, придумавшие дилогию о юных космонавтах, получили роли в первом её фильме. Они появились в массовке фильма, сыграв академиков.
2. Благодаря множеству интервью причастных к созданию фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" лиц, мы достаточно много знаем об их производстве. Для пущего реализма в качестве консультанта к фильму был привлечён космонавт Георгий Береговой, с которым Викторов согласовывал видение отдельных сцен.
"Разговаривал с космонавтом Береговым. Он попросил, чтобы корабль наш нес в себе как инженерные достоинства будущего, так и эстетические. Чтоб он имел центр тяжести, и чтобы учитывались возмущения при движении. Обещал дать почитать кому-либо еще. Сказал: "Но тем не менее будем продолжать эту авантюру"
из записной книжки Ричарда Викторова
За появление того самого фантастического мира отвечала целая команда специалистов - художник-постановщик Константин Загорский, оператор Андрей Кириллов, инженер Валерий Павлотос и художник по костюмам Игорь Красулин. На Загорского легла ответственность за внешний вид звездолёта "ЗАРЯ" и его интерьера, а также костюмов главных героев, роботов и их планеты... после чего уже инженер и костюмер претворяли в жизнь его фантазии. Комбинезоны для героев были изготовлены из металлизированного нейлона.
Уже по ходу съёмок, которые проходили в Крыму, на местном стекольном заводе были заказаны кристаллы в виде пластинок. Их приделали на колючки, растущие на месте съёмок, чтобы крымская флора выглядела более инопланетно.
Конечно, корабль "ЗАРЯ", на котором юные герои бороздили просторы космоса, был миниатюрой, но очень многие объекты были изготовлены в натуральную величину. Скажем, так называемая "спускаемая капсула", на которой главные герои и приземлились на планету, захваченную роботами.
В натуральную величину были воссозданы и причудливые "живые" белые шары, которые спускаются в фильме с холма. Это не что иное как аэростаты, которые запускают синоптики. Их наполовину заполнили воздухом - получилась эдакая живая структура.
Другой механизм - одноколёсный двухместный экипаж, на котором перемещались жители этой планеты. Экипаж этот действительно обладал возможностью ездить по киношному монорельсу, который в реальности был длиной всего лишь сто метров. Конструкция катилась на двух роликах по швеллерным направляющим. Ее тянули тросом при помощи автомобиля.
3. Отдельно хотелось бы рассмотреть злобных роботов из второго фильма дилогии, "Отроки во Вселенной". Всё-таки их играли живые люди, которым надо отдать должное за их своеобразный героизм.
Роботы в фильме делятся на три типа. Это андроидные роботы-вершители и роботы-исполнители, а также "дефектные" роботы, выполняющие низшие должности в иерархии планеты (в фильме представлены робот-нянька и робот-ремонтник).
Актёры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз: если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актёров множилась вся окружающая обстановка. Ещё сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их чёрные кожаные костюмы не имели никаких молний или застёжек, из-за чего для каждой съёмки актёры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли. "Волосы" для роботов-исполнителей сделали из проволоки - по сюжету они должны были служить антеннами. В результате парики весили по три килограмма каждый, и актеры Надежда Семенцова и Николай Погодин шутили: "Тяжела ты, шапка биоробота".
Хуже всего приходилось актерам, игравшим доброго Робота-няньку и Робота-ремонтника. Их костюмы были массивными, изготовленными из металла и пластика. На солнце такие "доспехи" сильно нагревались - да так, что однажды актёр, исполнявший роль робота-няньки, упал в обморок, схватив тепловой удар.
4. Также отдельно стоит поговорить и об операторе фильма и его трюках. По словам сценариста Исая Кузнецова "Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов". Благодаря Кириллову в фильме появилось несколько запоминающихся сцен, например, та, где роботы-исполнители меняются головами.
Также благодаря находкам Кириллова и инженера фильма Павлотоса в фильме появились весьма значимые для советского кинематографа тех лет сцены полётов в невесомости. Вдохновлял киношников опыт их зарубежных коллег, а именно - фильм Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея". Для этого на ялтинской киностудии построили декорацию - 18-метровый "коридор звездолета". Конструкция стояла на роликовых опорах и вращалась вокруг своей оси, камера при этом закреплялась неподвижно. Первый астронавт вбегал в коридор и прилипал ботинком к клею, наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок. В этот момент делалась монтажная перебивка, а мальчика с помощью специального корсета закрепляли неподвижно. После этого забегал второй астронавт, и коридор начинал вращаться. Мальчик в реальности перемещался по горизонтальной поверхности, но на экране это выглядело так, что он передвигается по стенам и потолку. Снова перебивка, а потом в коридор "влетает" третий пилот звездолета - он вообще не касается стен и пола. Этого эффекта добились, пристегнув актера к неподвижной стальной трубе, в кадре ее не видно - он закрывает ее своим телом.
Если внимательно рассмотреть сцены полётов в невесомости, можно заметить, что влияние "Космической одиссеи" на создателей дилогии об "отроках" было велико. Это касается и мизансцен, и художественного оформления.
5. Сценарий Зака и Кузнецова предполагал один большой фильм, однако для удобства восприятия история была разделена на два фильма. На съёмочный процесс данная рокировка не повлияла - фильмы снимались одновременно.
География съёмок была весьма обширна. Основные съёмки фильма проходили в Крыму. Пейзаж планеты Вариана снимали на территории военного полигона мыса Опук возле Керчи. Пресс-конференция снималась в Зеленограде возле здания Московского института электронной техники.
Во время съёмок в Крыму съёмочная группа едва не погибла. Съёмки велись на территории военного полигона. На нем и по сей день проводят корабельные стрельбы. Как туда пустили киношников - загадка. Но факт остается фактом: находясь на полигоне, они серьезно рисковали своими жизнями.
С военными был уговор, что в месте на полигоне, где работаем мы, их корабли не стреляют. Тем не менее однажды во время съемок в нескольких метрах от площадки упал артиллерийский снаряд. Сначала мы услышали свист, потом раздался грохот, в стороны полетела земля и камни. Хорошо, что это была всего лишь стокилограммовая болванка, выпущенная из корабельного орудия. Если бы в ней находился заряд, фильм наверняка бы в прокат не вышел!
из воспоминаний Константина Загорского
И хотя на горизонте кораблей киношники не видели, впоследствии выяснилось, что в море они все-таки были, а наводчику орудия почему-то дали неверные координаты условной цели на полигоне.
Однако и без головотяпства вооружённых сил режиссёру Викторову хватало "веселья". Поставщиками оного были, в основном, юные актёры, которые, попав в Крым, старались скорее попасть купаться на море.
И их можно понять. Комбинезоны, в которых им приходилось сниматься, хоть и были сильно комфортнее костюмов роботов, но всё ещё были жутко не удобными. Кроме того, серебряная краска, которой они были покрыты, от тепла солнца и осветительных приборов постоянно стиралась и пачкала тело.
Несмотря на все трудности и препоны, оба фильма были закончены в срок, и вышли в советский прокат в 1973-м и 1974-м годах. "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" стали культовой классикой нашей кинофантастики. В первую очередь - благодаря стараниям Ричарда Викторова и его команды, превратившей историю, могшую стать рядовой советской сказкой, практически в настоящий блокбастер! Миллион, который студия никак не хотела выделять на производство, стоил того.
Уже совсем скоро я проложу рассказ об удивительных мирах Ричарда Викторова. Мы поговорим о последних творениях мастера, задумавшего, совместно с главным советским фантастом, повести молодое поколение к светлому будущему... так сказать, через тернии к звёздам...
Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!
#кино #кинематограф #киноиндустрия #киноиндустрия #советскоекино #киноссср #фантастика #космос #интересныефакты #фильмы