Найти тему
Словодел

Полный артхаус в Голливуде: как смотреть новый фильм «Три тысячи лет желаний»

Оглавление

8 сентября на экраны российских кинотеатров выходит фильм Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний» с Тильдой Суинтон в главной роли. Одно имя этой актрисы намекает на то, что фильм обязателен к просмотру.

От «Безумного Макса» к Джиннам и литературе

«Иствикские ведьмы» и сага о «Безумном Максе» Джорджа Миллера – это, безусловно, культовые фильмы, которые уже вошли в классику мирового кинематографа. И все-таки, в мире кино эти картины можно отнести скорее к массовому продукту. В последней своей работе «Три тысячи лет желаний» Миллер уходит от простого повествования и окунается в бездну мифологии и философии. Другими словами, возвращается к старому-доброму артхаусу.

«Три тысячи лет желаний» - это явно новый подход к исследованию понятия любви и желаний. Новый и неожиданный.

-2

Мифический сюжет

По сюжету, педантичная, одинокая 50-летняя англичанка по имени Алитея (Тильда Суинтон) прилетает из Лондона в Стамбул, чтобы выступить на научной конференции, посвященной мифам и героям многочисленных легенд и сказаний. Алитея – нарратолог, литературавед, искренне интересующимся всеми историями, которые придумало человечество за все время своего существования. Она одинока, но не сойти с ума ей помогает воображение, которое подпитывает ее интерес ко всякой мифической нечисти. С другой стороны, именно воображение подбрасывает ей жуткие образы, из-за которых она то и дело падает в обморок.

На стамбульском базаре Алитея покупает красивый стеклянный сосуд. В гостиничном номере из сосуда вылетает большой и чернокожий Джинн. Черный Джинн понимает только древнегреческий язык – хорошо, что его выпустила именно ученый-либературовед, которая неплохо выражается на языке Гомера. Однако за несколько секунд прослушивания современного телевидения Джинн научается неплохо говорить по-английски, а еще уменьшается до привычного человеку размера – до размера Идриса Эльбы.

-3

Конечно, он предлагает Алитее три желания, но она – нарратолог, а значит в курсе, что никакие желания не исполняются просто так. Она знает тысячи историй, когда Джинн обманул своего спасителя и использовал желание человека в свою пользу. Это его третье заточение, и все они были связаны с женской прихотью, а точнее – с женской любовью, практически всегда трагической. А еще – с необдуманным выбором собственного желания.

Джинн начинает свой рассказ о том, как три тысячи лет подряд он стремился к свободе, но раз за разом оказывался снова заточенным в сосуд из-за собственной глупости и наивности. Мы, конечно, не будем пересказывать три тысячи лет похождений Джинна. Надо отметить, что все они кажутся слишком уж надуманными и затянутыми. Но зритель должен сделать скидку на то, что это все – пересказ реальных (насколько тут, конечно, можно говорить о реальности) мифических историй.

-4

Три тысячи лет желаний – а можно больше?

Тильда Суинтон умеет выбирать режиссеров и сценарии. Было бы глупо ожидать, что она сыграет главную роль в какой-нибудь нелепой сказке про Джинна. А значит и в «Трех тысячах лет желаний» необходимо читать замысел режиссера между строк – хотя, на первый взгляд фильм может показаться красочной и немного наивной сказкой. В своей картине автор исследует феномен истинной любви, природы желаний, страстей и пороков. Однако тут нет морали – только иллюстрация нескольких мифических сюжетов, переложенных на современный язык.

Героине Тильды Суинтон – 50 лет. Она одинока и одновременно с этим во многом инфантильна, что у нас как у зрителей вызвало двоякие эмоции. Мы привыкли к образу уверенной, состоявшейся и сильной пятидесятилетней женщины, но никак не к той, кто верит в сказки и с детства общается с воображаемым мальчиком, а всю суть любви узнает из рассказов Джинна (может, он ей только привидился?). Да и Джинна мы скорее воспринимаем как весельчака из «Алладина», но никак не в образе чернокожего накачанного мужчины, который соблазняет женщин и довольно часто глупит.

-5

Таким образом, режиссер раскрывает древний сюжет о поисках любви в абсолютно неожиданных условиях и обстоятельствах. То, что по началу кажется наивным бредом с течением фильма завораживает. Мы поймали себя на мысли, что историями Джинна настолько завораживается, что хочется слушать их бесконечно. Но, как он сказал сам, три – это магическое число, а значит, лучше не нарушать магию. И обязательно посмотреть этот фильм в кино.