Все статьи раздела: История и традиции
О японских клинках написано много на разных языках мира, их сопровождают настоящие легенды, некоторые из которых выглядят настолько необычными и фантастическими, что многие в них не верят. Однако японские клинки в мировой культуре явление действительно удивительное.
Так, японская катана – это не просто холодное оружие, особенно если она сделана знаменитым мастером. Каждый такой клинок сопровождает необычная, уникальная история – словно какого-то знаменитого или особенного человека. Европейцу, относящемуся даже к таким уникальным предметам окружающего мира утилитарно, трудно понять такое отношение к клинку. Для японца клинок – это целая философия, олицетворение двух начал жизни, объект духовного восприятия или даже духовного единения. Знаменитые клинки являются национальным достоянием Японии, частью японской культуры, которая немыслима без них. Неудивительно, что в 1950 году в Японии был принят специальный закон «О культурном достоянии», в котором детально прописано, что японские мечи и кинжалы являются культурным достоянием японской нации.
Этим же законом определена градация мечей и кинжалов по значимости для культуры Японии и порядок хранения их в частных коллекциях. Мечи и кинжалы как бы проходят путь подобно тому, как человек поднимается по служебной лестнице: его путь начинается с присвоения ему первой категории и заканчивается присуждением высшей категории или титула: I – национальное сокровище (кокухо), титул, который имеют только 120 мечей, катан и вакидзаши; II – важное культурное достояние, титул, который есть только у 877 мечей; III – особо важный меч, имеют более 1000 мечей; IV – важный меч; V – особо оберегаемый меч; VI – оберегаемый меч. Последняя категория – самая многочисленная.
Эти титулы получают после экспертизы, которая проводится Обществом по охране искусства японских мечей – Нихон бидзюцу токен хозон кёкай (NBTHK), после чего документы отправляются в Министерство культуры Японии, которое принимает окончательное решение по конкретному титулу. Дело в том, что в Японии каждый меч или кинжал, который хранится в частной коллекции, даже если это семейная реликвия, должен получить один из вышеназванных шести титулов.
Если такой титул не имеется, то меч подлежит конфискации в доход государства. Можно привести в качестве примера клинок Вакидзаши Ишида, изготовленный мастером Хикоширо Садамунэ (знаменитая школа Сошу), период Набоку-чо (1336–1392), который имеет титул «Важное культурное достояние» и хранится как важная реликвия в Национальном музее Токио. Другим интересным примером является кинжал танто с клеймом Синтого Кунимицу с клинком школы всё той же школы Сошу, изготовленный в XIV в., который тоже имеет титул «Важное культурное достояние.
Создаётся впечатление, что японцы относятся к клинкам как живым людям, живым членам японского общества. И это становится понятным при более глубоком рассмотрении того, кто и как изготовлял знаменитые японские клинки. А невероятные легенды о них тогда уже воспринимаются как удивительная реальность. Поистине, если японская культура в чём-то и достигла высшего совершенства, так это в изготовлении клинков, холодного оружия, и можно не сомневаться, что уже вряд ли где-то создадут что-то подобное. Попробуем хотя бы вкратце заглянуть за границу невероятного и непонятного для европейца и мы.
Японский меч (яп. 日本刀, nihontō) является, пожалуй, самым древним видом вооружения среди клинкового оружия Японии. Самые древние образцы, известные сегодня, – это бронзовые мечи, изготовленные ещё в период с 1000 г. до н. э. до 300 г. н. э. Примерно с конца VIII в. н. э. в Японии появляются изогнутые клинки. Это всё ещё были тяжёлые мечи, а не классические катаны. Они были очень разнообразными по функциям, длине и ширине клинка и т. п. Одним самых ранних классических мечей является клинок, изготовленный известным японским мастером Масацунэ, жившим в XII в. Крепление меча в стиле Итомаки-но-тати с декором из хризантем и павлонии на лаковой основе в знаменитой технике нашидзи.
Название нашидзи произошло из-за сходства лака с кожурой японской груши наши. В японском искусстве лакировки – форма маки-э, которая часто используется для фона узора. Золотые или серебряные хлопья, называемые нашидзи-ко, посыпаются на поверхность предмета (за исключением рисунка), на который был нанесён лак. Затем наносится лак нашидзи и полируется углём, так что золото или серебро видны сквозь лак. Эта техника была очень популярна в эпоху Муромати (1338–1573). Мечи с такой отделкой очень красивые. В эпохи Адзути-Момояма (1574–1600) и Токугава (1603–1867) это искусство развилось в различные варианты, отойдя от первоначальной оригинальной техники.
Одним самых знаменитых японских мастеров был Масамунэ (яп. 正宗, 1264–1343). Его имя является настоящим символом оружейного искусства Японии, и нет такого человека, который интересуется холодным оружием и не знает об этом мастере. Масамунэ жил и работал в эпоху Камакурэ, в провинции Сагами. Он создал новую совершенную технологию изготовления сверхпрочных мечей, которую продолжало несколько поколений его последователей. Эта технология известна под названием Сошу.
Технология заключалась в следующем: четыре сваренные между собой полосы стали складывались вместе пять раз, в результате чего образовывалось 128 слоёв стали в клинке. Однако все тонкости этой технологии всё ещё не раскрыты до конца. Ярким примером этих клинков является кинжал танто XIV в. с клеймом Синтого Кунимицу, декорированный и собранный в стиле акучи, клинок которого изготовлен по технологии школы Сошу. Этот экземпляр является национальным достоянием Японии. Многие мастера сегодня продолжают эту школу и бьются над секретами великого мастера. О том, насколько Масамунэ был уверен в непревзойдённости своих клинков, говорит тот факт, что он никогда не ставил клеймо на свои клинки, говоря, что их невозможно подделать. Поистине это был великий мастер и философ.
Одним из самых известных последователей школы Масамунэ сегодня является мастер Мияири Норихиро. Норихиро родился в 1954 году в префектуре Нагано. За достижения в изготовлении японских клинков и сохранении японских традиций ему было присвоено почётное звание «Достояние духовной культуры Японии». Сегодня он является одним из самых известных мастеров-оружейников Японии, не просто продолжающих традиции мастера Масамунэ, но и заявивших о том, что они ещё больше усовершенствуют эту древнюю технологию знаменитого мастера!
Норихиро создаёт сегодня удивительные японские мечи и ножи-тосу, популярные у японских аристократов в период Тэмпё (729–749). Он постоянно совершенствует технику ковки клинков, и, по мнению знатоков и исследователей холодного оружия, клинки Норихиро как минимум не уступают по качествам клинкам известных мастеров прошлого. Норихиро окончил литературный факультет Университета Кокугакуин, а затем учился у Сумитани Масаминэ, который обладал почётным званием «Достояние духовного наследия Японии». За очень короткое время Норихиро получил высшее звание «Мастера, чьи произведения не требуют дополнительной проверки», а в 2010 году был удостоен высшей награды за создание японских мечей – премии Масамунэ.
Норихиро государство доверило реставрацию уникальных экспонатов, хранящихся в национальной сокровищнице Сёсоин. Мастер выковал ритуальный меч по случаю рождения принцессы Такамадо. Мечи и ножи, изготовленные Мияири Норихиро, украшают самые богатые частные коллекции по всему миру (США, Португалия, Япония, Великобритания, Швейцария). Заполучить в коллекцию нож, изготовленный Норихиро, является большой удачей.
Но рассмотрим самую прекрасную и неповторимую часть японского меча или кинжала – клинок и лезвие. Процесс создания клинка и его заточки является настоящим тончайшим искусством. Прежде всего нужно сказать, что каждый клинок имеет свой уникальный профиль, в основном зависящий от мастера меча и техники изготовления. При этом японские мечи обычно изготавливались при разделении труда между шестью и восемью мастерами. Один мастер (тошо) отвечает за ковку клинков, другой (тогиши) – за полировку клинков, кинкоси – за изготовление металлической фурнитуры для мечей, широганеши – за изготовление хабаки (клиновидного металлического ошейника для удержания меча от выпадения из сая), саяши – за изготовление ножен, нуриши – за лакировку ножен, цукамакиши – за изготовление рукояти, а цубаши – за изготовление цубы (защиты для рук). Тошо использует учеников-кузнецов в качестве помощников.
Типичными особенностями японских мечей, представленных катаной и тачи, являются трёхмерная форма поперечного сечения удлинённого пятиугольного или шестиугольного клинка, называемого синоги-дзукури, стиль, в котором лезвие и наконечник (накаго) объединены и закреплены на рукояти (цука) с помощью булавки, называемой мекуги, и плавный изгиб. Если смотреть на меч синоги-дзукури сбоку, то между режущей кромкой и тыльной стороной самой толстой части клинка, называемой синоги, имеется линия гребня, которая способствует облегчению и упрочнению лезвия и высокой режущей способности. Японские мечи часто ковались с разными профилями, разной толщиной лезвия и разной степенью шлифовки. Вакидзаси и танто, например, были не просто уменьшенными версиями катаны, но их часто ковали в форме, называемой хира-дзукури, в которой форма поперечного сечения лезвия становится равнобедренным треугольником.
Ковка японского клинка обычно занимала недели или даже месяцы, а то и годы, и считалась священным искусством. В работах по истории японского клинкового оружия часто пишут, что процесс заточки и полировки занимает столько же времени, сколько и ковка самого клинка. Настоящий японский меч изготовлен из японской стали «Тамахаганэ», известной ещё как «алмазная сталь» (яп. 玉鋼). Эта сталь для клинков выплавляется исключительно в специальных плавильных печах татара (температура достигает 1500 градусов) и обязательно под надзором уже упомянутой NBTHK в маленьком г. Йокоте (преф. Симане), куда заезжают все настоящие ценители клинкового оружия, приехавшие в Японию. Устройство этих печей для выплавки оружейной стали в Японию принесли тюрки в VII в. во время гегемонии Тюркского каганата и его завоевательных походов в Корею и Японию. В Японии ходят легенды о том, что с момента первого появления такой печи эти печи по сегодняшний день никогда не гасли.
Клинок меча ламинируется путём комбинации двух разных сталей: более твёрдая внешняя оболочка из стали одевается вокруг в более мягкую внутреннюю сердцевину из стали, что позволяет достичь не только высокой твёрдости, но острой, как бритва, режущей кромки со способностью поглощать удары таким образом, что это снижает вероятность поломки лезвия при использовании в бою. Хадаган для внешней обшивки лезвия изготавливается путём нагрева куска необработанной стали, который затем выковывается в стержень, и гибкой задней части. Затем он охлаждается и разбивается на более мелкие блоки, которые проверяются на наличие дополнительных примесей, а после собираются и перековываются.
Во время этого процесса стальная заготовка нагревается и забивается молотком, многократно раскалывается и складывается обратно и повторно сваривается, создавая сложную структуру из многих тысяч слоёв. Каждая отдельная сталь складывается по-разному, чтобы обеспечить необходимую прочность и гибкость для различных сталей. Точный способ, которым сталь складывается, штампуется и повторно сваривается, определяет характерный рисунок зернистости лезвия – особенность, которая указывает на период, место изготовления и производителя лезвия. Техника складывания также обеспечивает несколько более однородный продукт, при этом углерод в стали распределяется равномерно, а сталь не имеет пустот, которые могли бы привести к переломам и поломке лезвия в бою.
Об остроте японских мечей до сих пор ходят настоящие легенды. Достаточно привести случай из жизни известного японского воина-ронина и философа Миямото Мусаси (1584 – 1645). Окружённый четырьмя врагами Мусаси вёл бой всего одну секунду (!): мгновенно выхватив меч, он очертил вокруг себя круг и замер. Нападавшие даже успели ухмыльнуться, полагая, что великий мастер промахнулся. Однако через несколько секунд все четверо упали замертво, перерезанные на две части. Это высшее мастерство и высшее единение клинка и воина…
АВТОР СТАТЬИ: А.А. ГЛАШЕВ, востоковед
Оригинал статьи в журнале «На острие клинка №9, 2022». Не все статьи из этого номера публикуются в Дзене, посмотрите содержание журнала по ссылке.
Если вам понравилась статья – подпишитесь на канал
Больше материалов об охоте и оружии есть на нашем сайте huntportal.ru
Следить за новыми публикациями можно в ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter
Наши видео на YouTube