Пару слов о проклятых расхитителях социалистической собственности. Капиталистической уже, конечно.
Пять приборов КРАБ различных модификаций были получены мной с полярнинского химсклада и выданы начхимам пла для устранения замечаний Инспекции УГН ЯРБ МО РФ. Для производства радиометрического самоконтроля. Чтобы экипаж ОФИшного, но всё-таки атомохода гарантированно радиоактивную грязь с пла не вынес. И не притащил её на плавказарму, или что ещё хуже, домой - жене и детям. Этот КРАБ списали. Мало того, у командира этой пла кто-то отлил из пластиковой бутылки шило, прямо в центральном посту, и бУхнул туда полстакана воды. Шило предназначалось для ускорения вопросов списания. Покраснели мы оба, по очереди ("…мужики - а оно ведь разбавленное!.."), но разобрались. При обсуждении этого некрасивого случая с капитаном 1 ранга Мельниковым, моим будущим начальником штаба, и обмене впечатлениями, на его:
-"Женя, как же так? Мы же экипаж?!!"
Я ответил, дословно:
-"Вы были экипажем, пока в море ходили! А теперь…"
Мичман Опарин И.Н., начхим войсковой части 70188, К-423, 440 -ой заказ перед передачей подводной лодки гражданскому экипажу принёс мне следующий "чернышёвский" прибор, КРАБ-3. На фото: ограждение рубки подводной лодки К-423, город Красавино Великоустюгского района Вологодской области:
Насторожило то, что начхим суетился, дрожали руки, и шёл от него свежий "запашок".
-"Погоди-ка, родной, давай прибор откроем?"
Открыл с трудом, торцевым спецключом.
-"Ну и сука ты, Игорь!.." - сказал я. Чужая плата, от другого прибора, с выкушенными радиоэлементами была вставлена сикось-накось. Чтобы не видно было следы "прихватизации".
-"Всё Женя, хватит! Один прибор я тебе списал, а четыре будь любезен сдать мне на склад по второй категории, мне они самому на флотилии нужны." - сказал мне Чернышев.
КРАБ-3 - это прибор с использованием микросхем. Плату на замену я искал целый год. Нашёл и обменял только один к одному на ЗИП*овскую новую плату от другого прибора. Опарина перевели приказом по дивизиону на сокращаемую должность и уволили. Воровство моего имущества ВиС РХБЗ прекратилось…
Скажу честно. Вспоминать всю эту мерзость мне местами крайне неприятно. Зато к финишу своей карьеры я настолько поднаторел в оформлении различных "сочинений на вольную тему", что закрыл последний за свою службу лицевой счёт - ВиС РХБЗ войсковой части 09602 играючи. 74 однремпл расформировывался. Из "висящих" на мне 115148,502 рублей (данные из крайнего акта инвентаризации, запятая стоит правильно), мне, естественно, платить не пришлось ни копейки. Ведь на многочисленных лодках за одиннадцать почти лет службы флагхимом на "Выдре" я помог списать имущества на десятки миллионов, уж поверьте мне на слово.
Немного официоза: согласно ст. 150 нижеприведённого документа:
"...ВиС РХБЗ в зависимости от их технического состояния подразделяются на пять категорий:
...
-вторая категория - исправные образцы (технические характеристики соответствуют значениям, установленным в эксплуатационной документации, технических условиях или государственных стандартах), полностью комплектные, бывшие и находящиеся в использовании по назначению, а также прошедшие средний (капитальный, регламентированный) ремонт;
...
-пятая категория - образцы, непригодные для использования по прямому назначению, восстановление которых невозможно или экономически нецелесообразно."
Вы думаете, я всё это помню? Глубоко заблуждаетесь. Было время - изучал добытые любыми путями руководящие документы. Иногда и методом прямого, торопливого ксерокопирования в кабинетах ответственных лиц:
Но годы летят, стирая из памяти вроде бы выученные если не наизусть, то очень близко к тексту термины, понятия, номера приказов и директив, свои функциональные "должен..." и "обязан...". И это нормально. Время берёт своё.
Недавно, беседуя с человеком, сравнительно недавно ставшим моим хорошим товарищем, я услышал от него: -" ...я уже и не знаю, какой он там сейчас флот..." Мой собеседник старше меня. Он уже 23 года как на пенсии, а я всего неполных десять (*). Но честно скажу - я и сам уже не знаю, каков он теперь, Флот.
А Флот он был, есть и будет. Только уже без нас. Одно время мы были частью Его и просто пытались честно выполнять свою работу. В том числе и такую, про которую я пытался Вам сегодня рассказать.
Пару слов про двух начальников службы РХБЗ Северного флота, с которыми довелось работать и по вопросам списания, тоже. Это контр - адмирал Денскевич Александр Владимирович:
А это сменивший его капитан 1 ранга Куташов Владимир Владимирович:
Служить под началом вышеуказанных людей лично мне нравилось.
Воспоминания абсолютно позитивные, и безусловно приятные.
К сожалению, про самые захватывающие и безусловно забавные случаи сегодня Вы не услышали. Мы, непосредственные участники событий, всегда обещали друг другу никому об этом не рассказывать. Я, безусловно, мог бы придумать вымышленного персонажа, использовать "эзопов язык". Либо свалить потом, в случае чего, всё на:
-"...а что Вы хотите от тупо попивающего на пенсии давным-давно уволенного в запас каптри?.."
Но это была бы уже совсем другая и не моя история.
.
Сноска:
(*) На момент первой публикации рассказа. Речь про Ефремова Павла Борисовича.
18.01.2021
.